ИНТЕРВЬЮ
На компьютерном рынке корпоративных систем остается всё меньше отечественных игроков. Но те из них, кто удержался, за последнее время сильно выросли. Во время поездки в Санкт-Петербург на выставку Invecom я встретился с Ниной Якобсон, директором компании “Компас” (www.compas.ru), разработчика одноименной системы и, наверное, единственной немосковской фирмы, работающей на всероссийском рынке КИС.
Нина Якобсон
PC Week: В чем вы видите миссию компании?
Нина Якобсон: Сложный вопрос. У нас есть официально сформулированная фраза на тему повышения эффективности бизнеса клиентов за счет внедрения у них новых технологий. Ей мы стремимся следовать. Она на сайте размещена.
PC Week: Компания “Компас” была образована в 1991 г. Что вас подвигло к ее созданию?
Н. Я.: К этому моменту я уже десять лет работала в области разработки ПО, в том числе занималась автоматизацией бухгалтерского учета. В то время была заведующей лабораторией информатизации Ленглавпассажиравтотранса. Естественно, мы работали и по договорам, через всякие НТТМ. Фактически к 1989 г. фирма из пяти человек уже существовала, но не была юридически оформлена. Сотрудниками этой фирмы являлись мои подчиненные. Долгое время люди трудились и на себя, и на государство. Помните, как это было? Все боялись потерять места, а вдруг Советская власть вернется, и человек останется без работы? В ноябре 1991 г. юридически оформили фирму. Мы работали в основном на рынке ПО, сильно пересекающемся с “1C”, где теперь, собственно говоря, никому, кроме Бориса Нуралиева, делать нечего. А вот два года назад переориентировались на средние по западным меркам предприятия. Соответственно уменьшилось число новых клиентов, но зато теперь они носят качественно иной характер (договора стали более комплексными, включают в себя не только поставку ПО, но и большой спектр консалтинговых услуг). Увеличилась и партнерская сеть, которая охватывает сегодня всю страну, от Калининграда до Южно-Сахалинска.
PC Week: Какие моменты в истории компании были самыми тяжелыми?
Н. Я.: На самом деле, тяжело было в начале. Промышленность стояла. Мы разработали крупный пакет для промышленности, который носил название “Компас-Гигант”. Но он серьезного сбыта не находил, потому что мало у кого были деньги. Поэтому было принято решение разработать другой пакет, “Компас-Комфорт”, предназначенный для торговли, для маленьких частных предприятий. Вот он достаточно хорошо пошел в гору и помог нам встать на ноги. Тем не менее “Компас-Гигант” мы продолжали поддерживать и развивать. Трудными были 1993-й и начало 1994 г. Приходилось формировать спрос. Кроме того, если даже где-то и был осознанный спрос, то покупатель, как правило, хотел увидеть готовый результат. А готовых модулей вначале было очень мало. Мы показывали, например, “Зарплату”, а нам говорили - нужен “Склад”. А “Склада” еще не было. Потом уже все пошло нормально. А девяносто восьмой - вообще всплеск продаж, что на самом деле удивительно.
PC Week: После кризиса?
Н. Я.: Да, после кризиса был всплеск продаж. Потому что сразу появились деньги у всех птицефабрик, мукомольных заводов, т. е. у пищевой промышленности. Два месяца было непонятно что к чему, а в ноябре-декабре - всплеск. После 98-го фирма пошла вверх - последние три года оборот стабильно растет.
Важной особенностью нашей компании является то, что мы ни разу не брали кредиты -- и я считаю, что это было большой ошибкой. Трудно было то, что денег не было у клиентов. Но у нас их тоже не было. Фирму создали инженеры. Что мы могли в нее вложить? Только свои головы, свой труд. Иногда приходили к клиенту и писали программу на его компьютерах. В начале 90-х бывало и такое.
PC Week: В те времена по кредитам проценты были жуткие, или были другие причины?
Н. Я.: Дело в том, что взять кредит под разработку программного обеспечения трудно и сейчас. Кредит дают под товар, например, чтобы его выкупить. А программное обеспечение для инвесторов - это фикция. Все хотят получить залог. Кроме того, товарные кредиты обычно даются на небольшой срок. Нам же нужен кредит на разработку, а это два года. Сейчас в компании создается новый проект. И я пришла к выводу, что брать кредиты очень нужно. Чем мы можем обойти конкурентов? Только качеством. У нас есть клиенты, которые с нами с 1991 г. Некоторые из них до сих пор пользуются DOS-версиями, другие перешли на более современные наши разработки. Ни одного программного проекта мы не закрыли и ни одного клиента не бросили и будем поддерживать в будущем. Это создает имя, репутацию фирмы.
PC Week: У вас сейчас есть офис в Москве. С чего началось покорение столицы?
Н. Я.: По моему мнению, мы очень поздно пришли в Москву - примерно года четыре назад. Сильно тормозило мнение о том, что москвичи покупают ПО только у москвичей. А на практике все оказалось совсем не так. Сначала появились московские пользователи, потом дилеры, затем для обслуживания пользователей и активизации работы с дилерами открыли собственное представительство. Правда, только к 2002 г. сложилась команда и представительство выделилось в отдельную структуру. Конечно, это себя очень оправдывает. Если бы это было сделано четыре года назад, то сегодня результаты были бы другими.
PC Week: Кто ваши конкуренты?
Н. Я.: Количество игроков на рынке сужается. Понятно, что для большинства западных компаний российский рынок - это пока небольшой процент от их мирового оборота.Тем не менее многие вышли на российский рынок. Раньше кто были конкурентами? “Парус”, “Галактика”, “АйТи” - в части решений по управлению персоналом. Подчас складывается мнение, что большинство остальных московских фирм живут только за счет столичного рынка и прекрасно себя чувствуют без работы на регионы. Столичный рынок, конечно, очень большой. Сегодня появились новые серьезные игроки, например, MS Business Solutions-Axapta. Но нам будет очень обидно, если российские фирмы перестанут создавать новые решения, ограничиваясь только, безусловно, востребованными доработками.
PC Week: Существует мнение, что, как правило, по функционалу западные пакеты шире.
Н. Я.: Я согласна с этим. Однако это палка о двух концах, примерно треть этого функционала в России не востребована, а российскую специфику западные системы отражают плохо.
Подчас российским компаниям не хватает финансовых ресурсов и квалифицированного персонала на то, чтобы максимально наполнить свои программные системы . Мы только сейчас, впервые за многие годы, можем позволить себе разработку нового пакета без привлечения дополнительных инвестиций . На самом деле, за те “небольшие” средства (от 300 000 до 1 000 000 долларов), которые клиент вкладывает в покупку больших западных систем, такая компания, как наша, создаст весь необходимый функционал “под ключ”. Основная часть уже присутствует, а остальное реализуем в течение года-полутора, пока идет процесс внедрения. Я в этом даже не сомневаюсь.
Западные системы сильнее в части автоматизации процессов планирования и производства. Но есть мнение одного эксперта, пожалуй, лучшего на Северо-Западе, работавшего и с “Компасом”, и с “Парусом”, и с “Галактикой”, и с западными системами. Так вот, он утверждает, что в России нет ни одной реально функционирующей ERP-системы в полном смысле этого слова. Да, в отечественных системах некоторые процессы хуже реализованы, но западные системы на российском рынке также подчас не обеспечивают полноценного учета. Хотя бы потому, что просто не умеют правильно рассчитывать нашу зарплату, следовательно, нет правильного пропорционирования затрат и т. д. В западных системах все заложено, исходя из западных методик. А в России приходится делать несколько по-другому. Поэтому разрыв получается и там, и тут. Поэтому надо работать и не бояться конкурировать.
PC Week: Как часто вы делаете обновления своей системы?
Н. Я.: Новые релизы выпускаются раз в три месяца. Почему? Говоря откровенно, по нашим подсчетам, примерно раз в квартал правительство принимает очередное нововведение, и приходится в системе что-нибудь дописывать. К этим же нормативам подстраиваются и прочие изменения, связанные с улучшением системы в целом. Но эти сроки ни в коем случае не говорят о принуждении всех пользователей проводить процедуру обновления каждый квартал. Обновления производятся в соответствии с индивидуальными потребностями.
PC Week: Один из западных менеджеров сказал, что для роста бизнеса нужны два условия. Первое - это стабильность в государстве, а второе - чтобы бюрократия не мешала бизнесу. Что вам нужно от государства?
Н. Я.: Бюрократия нам не мешает. Конечно, хотелось бы, чтобы до принятия законов появлялась информация об изменениях и только затем он вводился в действие. И потом, после его объявления, не надо было бы полгода ждать подзаконных актов, чтобы понять, какой алгоритм создавать в системе.
И еще. О какой “Электронной России” речь, если в простых делах порядка нет? Так, формат сдачи данных в Пенсионный фонд в разных городах разный, хотя формально принят единый по России. Соответственно необходимо для того или иного региона доделывать и дописывать программы. Я могу буквально по пальцам пересчитать регионы, в которых соблюдается российский формат.
Хотелось бы иметь нормальные тендеры на автоматизацию бюджетных предприятий. Я не говорю о повторении истории с автомобилями и попыткой посадить всех за руль “жигулей”. В некоторых западных странах принято, что государство покупает все только у своих фирм. Технику, машины, программное обеспечение, компьютеры, мебель. В России этого нет. И здесь я говорю только лишь о шансе. Нам этого хватит. Дайте его отечественным компаниям. Может, и нам повезет.
А где защита нашего рынка? Ее нет. Иногда кажется, что некоторые чиновники вообще не понимают, что есть российский рынок программного обеспечения.
PC Week: Ваш взгляд на бизнес в текущем году, как я понимаю, достаточно оптимистичен?
Н. Я.: У меня взгляд двойственный. С одной стороны, обороты каждый год растут, клиентов столько, что мы только успеваем набирать консультантов для их обслуживания. Но в перспективе компания может выжить, лишь сфокусировавшись. Перспективными мне кажутся решения Human Resource и CRM . Концентрироваться также необходимо по отраслевому признаку. У нас уже есть отраслевое решение для судоремонта и судостроения. Достаточно сильное решение, в которое вошло много дополнительных модулей, разработанных специально. Есть решение и для легкой промышленности. Планируем и в дальнейшем развивать программный продукт и увеличивать число отраслевых решений. С этой точки зрения - все очень хорошо. Компания на подъеме. Но я очень осторожный человек. Может, потому, что женщина. Остерегусь предсказывать, что будет.
PC Week: Ну и что же вы в итоге решили делать?
Н. Я.: Сдаваться не собираемся, вижу перспективу. У меня два сына. Один программист, он уже три года отработал на Западе, там научился, как правильно вести разработку, всему тому, чего мы здесь не знали. Теперь он делает новый проект на .Net. Эта среда более технологична, самое главное - она более технологична в сопровождении. Все перспективные программы, и западные и отечественные, сейчас являются конструкторами, имеют встроенные языки. В этом случае сложным представляется процесс обновления системы, перестраивание с версии на версию. Иногда он может занимать несколько месяцев. Связано это прежде всего с большим числом доработок. Есть идея сделать систему настолько технологичной, чтобы этот переход занимал часы. Сейчас он у нас занимает день. И это при условии, что клиент использует эксклюзивную версию, “нарисованную” только под его бизнес-процессы. (слово “нарисованная” в данном случае наиболее подходит, так как в нашей системе большинство адаптаций создается именно мышкой).
Новая система, которая, как я уже упоминала, находится сейчас в разработке, выйдет довольно скоро. И хотя над ней пока работают всего восемь человек -- это команда, это восемь толковых парней, работающих по двадцать четыре часа в сутки. Они напишут. А второй мой сын будет экономистом, такой специалист нам очень нужен. Теперь вы понимаете: я не могу сейчас все бросить, мне есть кому передать наше дело. Так что мы на этом рынке были, есть и будем.
PC Week: Спасибо за беседу.