Доменные поправки в законе “О товарных знаках+”
КОЛОНКА ЮРИСТА
В конце 2002 г. был принят федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»”. Изменения затронули почти все статьи закона, а также в нем добавились новые.
В числе изменений, имеющих отношение к Сети, следует назвать новую редакцию статьи 4, в которой указывается:
“Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
...в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации”.
Формально это значит, что нарушением является “... размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения... в сети Интернет...”, как частный случай - в доменном имени и при других способах адресации.
Негативные последствия указанных изменений еще не осознаны Интернет-общественностью в полной мере. А они могут оказаться следующими.
1. Практически любое упоминание в Сети товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения потенциально является нарушением исключительного права правообладателя.
2. Товарные знаки используются как в домене второго, так и третьего, и четвертого уровней. Например, подрубрики на сайте, посвященном автогигантам, могут называться: vaz.auto.ru, kamaz.auto.ru, bmw.auto.ru и т. д. Формально это подпадает под нарушение и повлечет предусмотренные законодательством правовые санкции.
3. Формулировка “в доменном имени” предполагает, что совпадать не должно не только доменное имя в целом, но и его часть. Например, в домене patrol.ru присутствует (вероятно, зарегистрированный) товарный знак ROL (“Россия-Он-Лайн”).
4. Помимо всего прочего, такое указание в законе может вызвать уже известную миру процедуру “обратного захвата”. Скажем, регистрируя сейчас товарный знак “Копирайтер”, его обладатель вправе попросить освободить домен copyrighter.ru.
5. Формулировка “при других способах адресации” таит в себе не меньшую опасность. Например, на сайте “Интернет и право” информация про спор о домене Kommersant.com находится на странице www.internet-law.ru/intlaw/laws/tm.htm. Подобное указание тоже относится к способу адресации.
В завершение хочется выразить сожаление, что отечественные законодатели игнорировали как письмо Интернет-общественности, распространенное в ГД РФ по поводу поправок в эту статью, так и мировой опыт решения подобных вопросов. Увы, мы вновь наступаем на известные другим грабли.
Как стало известно, изменения закона “О товарных знаках...” не повлекут каких-либо изменений правил регистрации доменов в части отмены регистрации. По-прежнему основанием для аннулирования регистрации остается признание судом администрирования домена нарушением прав истца и (или) запрет использования в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.
Ознакомиться с текстами законов можно по адресам: www.internet-law.ru/intlaw/laws/tm-2.htm и www.internet-law.ru/intlaw/laws/tm.htm.