Алина Ашневиц: “Улитка зачастую приходит первой”

Об управлении, психологии и о себе рассказывает Алина Ашневиц, директор по маркетингу корпоративных компьютерных систем “HP Россия”.

Так получилось, что еще с детства мои интересы были тесно связаны с компьютерами. Родители (отец - инженер, а мама - врач) определили меня в небезызвестную 444-ю физматшколу, одну из лучших в Москве. Среди предметов, которые входили в специальную программу, было много математических дисциплин. Собственно программирование началось у нас с седьмого класса. В пяти минутах ходьбы от школы находился вычислительный центр, в котором мы проходили практику, выполняли лабораторные работы. Преподаватели у нас были замечательные, и мы учились с удовольствием, поэтому по окончании школы большинство моих однокашников поступили на факультеты прикладной математики в ведущие вузы Москвы. И сейчас я не удивляюсь, встречая на различных ИТ-мероприятиях лица, знакомые еще со школьной скамьи.

Алина Ашневиц

По окончании школы я поступила в Институт управления на факультет экономической кибернетики. После нашей школы учиться было легко, несмотря на то что факультет считался в институте самым сложным, а мы слыли “ботаниками”. Его отличие от аналогичных факультетов МГУ и других вузов состояло в ориентации преимущественно на применение математических методов в управлении предприятием.

Окончив институт, я немного поработала и затем поступила в аспирантуру, которую закончила, защитив диссертацию. Аспирантура научила меня самостоятельной работе, умению вести проект и доводить начатое дело до конца.

Окончание аспирантуры совпало с перестройкой, я могла заняться разными делами, например пойти в компьютерную индустрию или развивать экономическую составляющую своего образования. Но в этот момент в нашей стране только начали появляться западные компании, а российские находились в зачаточном состоянии, бизнес в основном стоял из купли-продажи. Говорить о каких-то серьезных проектах было сложно, интереса к занятиям торговлей я не испытывала, да и специалисты с кандидатской степенью там еще не требовались. В 1993 г. попала в очень интересный и амбициозный проект по созданию первой кредитной карточки в России. Он был запущен компанией Ortcard, просуществовавшей на российском рынке более двух лет. На тот момент разработанная карта была эталоном для других карточных систем, которые только начали появляться у нас. К сожалению, тогда рынок оказался не готов к подобным проектам, да и сейчас настоящей массовой кредитной карты в России нет. Тем не менее этот проект привлек ко мне внимание, и я была отобрана на стажировку по программе повышения квалификации менеджеров, организованной Европейской комиссией для России. Нас принимал Национальный банк Греции, принимал на очень высоком уровне, показали все бизнес-процессы, но, главное, я поняла, что самое важное для успешного менеджера - умение управлять людьми. Это нельзя путать с манипулированием, мне кажется, что необходимо стимулировать людей, сделать так, чтобы они сами были заинтересованы во вложении значительных усилий в общее дело. Речь идет не только об отношениях начальник - подчиненный, но и об управлении отношениями между партнерами, поставщиками и клиентами. Не задействовав психологические и эмоциональные резервы человека, нельзя ждать от него максимальной отдачи. Я получаю удовольствие, когда мне удается добиться от людей максимума возможного, но при этом я вижу, что это дает им самим удовлетворение от результатов своего труда.

Недавно прочла одну книгу, где приводился любопытный тезис: успешный бизнес начинается не с вопроса “что делать?”, а с подбора команды людей, т. е. с ответа на вопрос “с кем делать?”. После этого нужно определить, что же именно вы можете делать лучше всех и как добиться, чтобы это дело приносило вам доход. В качестве доказательства были приведены результаты исследований нескольких наиболее успешных в своем бизнесе компаний. Они показали, что если люди делают свое дело, как считают нужным, на долгосрочной основе, не рассчитывая на мгновенный успех и не меняя направления при первом же препятствии, строят команду и растят кадры в собственной компании, именно они и добиваются успеха, а с какого-то момента бизнес начинает раскручивать себя сам, подобно маховику. Те же, кто рассчитывает на быстрый эффект, не учитывает интересы сотрудников, подстраивается под модные веяния и много сил вкладывает в свой личный PR, как правило, живут недолго - они однодневки на рынке, а “улитка” в результате приходит к финишу первой.

Из своего жизненного опыта могу сказать: человек должен следовать своим внутренним устремлениям. Нужно уметь интуитивно выбирать свой путь и избегать того, что противно твоей природе. Конечно, возможны компромиссы и отступления, но в конце концов ты достигнешь задуманной цели.

Так называемые традиционно женские дела вроде поддержания порядка в доме и приготовления пищи не доставляют мне большого удовольствия, и я стараюсь не тратить на них очень много времени, его и так всегда не хватает. Когда хочется кулинарных изысков, то можно сходить в ресторан или в гости. Гораздо приятней посмотреть хорошее кино, почитать книгу. Еще мне очень нравится путешествовать, люблю активный отдых, но в спортклуб попадаю после восьми вечера и то только потому, что он находится недалеко от офиса. Из недавно прочитанных книг наибольшее впечатление произвел Генри Миллер, очень глубокий писатель с необычной судьбой, добившийся признания и славы лишь в конце жизни. Мне оказались созвучны его размышления о любви, месте человека и писателя в мире. Но, к сожалению, серьезные произведения удается почитать только в отпуске.

В этом смысле в HP, куда меня пригласили в 1999 г. в качестве менеджера по партнерским маркетинговым программам, мне очень повезло. В нашей компании особая атмосфера. Сразу, без всяких скидок, передо мной были поставлены задачи, которые потребовали от меня самостоятельного принятия решений. Потом мне неоднократно приходилось делать что-то, чего я еще не пробовала, и то, что требовало полной самоотдачи. Надо сказать, что в HP такие вызовы случаются постоянно.

Что я больше всего ценю в людях? В подчиненных - самостоятельность, разумную инициативность и ответственность, в начальниках - умение доверять сотрудникам, быть партнером для них, способность отстаивать свою точку зрения. В мужчинах кроме интеллекта ценю чувство юмора и благородство души.

У меня в прямом подчинении чисто женская команда, в ней многое строится на доверии. В чем секрет женского стиля управления? На мой взгляд, он отличается особым вниманием к людям, эмоциональностью и скрупулезностью в проработке деталей любых проектов. Умная женщина никогда не упускает из виду нюансов. Она изначально более тщательно выстраивает межличностные отношения, к которым мужчины обычно подходят формально.

Женщины, успешные в бизнесе, сосредоточены на построении бизнес-процессов и создании команды. Чаще всего они менее амбициозны и больше сфокусированы на достижении долговременных целей. Мне нравится демократичный стиль общения и управления, его и стараюсь придерживаться.

Беседу вел Александр Трубицын.

Версия для печати