Пользователи ”Конкорда” на распутье
КОНФЕРЕНЦИИ
Перспективы развития трех линеек продуктов компании Microsoft Business Solutions (MBS, www.navision.ru) - XAL, Navision (в прошлом Attain) и Axapta - определились еще два года назад. В странах СНГ зеленая улица по-прежнему открыта для двух последних, а продажи Concord XAL новым клиентам уже давно прекращены. Что же делать тем предприятиям, которые в свое время построили учетно-управленческие системы на платформе XAL? Об этом шла речь на конференции “Конкорд - пути дальнейшего развития”, проведенной в начале февраля компаниями MBS и Sputnik Labs (www.spklabs.com). Сразу отметим самое главное - заказчики, эксплуатирующие системы на базе XAL, будут по-прежнему получать полноценную техническую поддержку. Впрочем, это относится лишь к последней локализованной для России версии 2.8. Выпущенные с тех пор версии 3.1 и 3.5 доступны западным клиентам, но, как заявил генеральный директор MBS Владислав Мартынов, в странах СНГ продаваться и поддерживаться не будут. Это непростое решение было принято MBS CIS после детального анализа ситуации и опроса местных заказчиков, работающих на XAL. Технологические усовершенствования версий 3.х столь глубоки, что переход на них предприятий, дополнявших и расширявших базовую функциональность своих учетно-управленческих систем (а таковых большинство), неизбежно потребует огромных усилий. Кроме того, по словам г-на Мартынова, из 60 опрошенных клиентов, применяющих XAL, три компании наряду с перспективой перехода на более современные и мощные продукты - Attain и Axapta (по трудоемкости такой переход сопоставим с обновлением до XAL 3.x) готовы были рассматривать и возможность апгрейда на версию 3.1. Судя по результатам этого анкетирования, сегодня отношение клиентов к XAL можно выразить словами популярной некогда песни: “Немножко люблю, немножко боюсь, немножко хочу другую”.
Если к функциональности продукта у участников конференции особых претензий не было, то проблема масштабируемости, похоже, весьма актуальна для тех предприятий, бизнес которых (а с ним и объемы данных) год от года растет. В зависимости от мощности используемой платформы заметное замедление работы программы наблюдается у одних заказчиков при достижении объема БД 1,5 Гб, у других - при 50 Гб. Прямолинейное решение проблемы - замена сервера на более мощный - на какое-то время помогает, но требует дополнительных затрат и не дает никаких гарантий на будущее. Попытки получить рекомендации по оптимальной настройке аппаратной платформы и СУБД от поставщиков соответствующих продуктов очень часто заканчиваются неудачей: каждый кивает “на соседа”.
Казалось бы, в установке более мощной аппаратной платформы ничего крамольного нет: чем больше нагрузка на приложение, тем производительнее должен быть сервер. Однако у нынешних пользователей XAL сохраняется надежда на то, что будь в их распоряжении отсутствующая на нашем рынке версия 3.х, проблема решилась бы и без покупки нового сервера. И сия надежда имеет под собой определенную почву: об этом свидетельствовал рассказ менеджеров издательского дома “Афиша”, завершившего недавно переход с системы “Парус” на XAL.
Проект начался в 2001 г. и выполнялся совместно со специалистами из компании Sputnik Labs - партнера MBS, своими силами разработавшего дополнительные локализованные модули XAL для кадрового учета и расчета зарплаты. Переход на XAL был продиктован в первую очередь тем, что “Афиша” (как, впрочем, и Sputnik Labs) входит в группу компаний Sputnik, где система XAL является корпоративым стандартом. Пожалуй, самая любопытная особенность проекта в “Афише” состоит в том, что после развертывания и эксплуатации версии XAL 2.8 в качестве эксперимента Microsoft Business Solutions предоставила заказчику возможность приобрести версию 3.1. Оказалось, что многие функции, дополнительно разработанные Sputnik Labs и не входящие в базовые модули системы, например расчет зарплаты, в новой версии выполняются заметно быстрее.
Поскольку XAL 3.x в России не поддерживается, специалистам Sputnik Labs и “Афиши” пришлось самостоятельно локализовать необходимые модули, потратив на это три месяца. Дальнейшее сопровождение указанных модулей и приведение их в соответствие с быстро меняющимся отечественным законодательством также ляжет на плечи этих компаний. Как видно, проблем впереди немало. Однако в развернувшейся дискуссии выяснилось, что перспектива перехода на следующие версии XAL многим заказчикам представляется не столь уж пугающей.
Какой должна быть стратегия MBS CIS в данной ситуации? По мнению г-на Мартынова, опыт “Афиши” лишний раз свидетельствует о нерациональности перехода на новые версии: в данном случае на это было потрачено два человеко-месяца. Есть и другие серьезные соображения. Многие партнеры Navision, внедрявшие ранее решения на базе XAL, прекратили эту деятельность. Падение популярности XAL приводит к тому, что найти специалистов по данной системе становится все труднее. В этом смысле ситуация с продуктами Attain и Axapta выглядит гораздо лучше. Продолжив поддержку XAL версий 3.х, офис MBS CIS формально учел бы пожелания своих клиентов, но в стратегической перспективе обрек бы их на еще “большие страдания”.
Что же предлагает им сегодня российское представительство MBS? Те, кого функциональность системы XAL 2.8 вполне устраивает, могут продолжить ее эксплуатацию, получая необходимые обновления. Так, совсем недавно MBS CIS разослала всем клиентам пакет исправлений, учитывающих изменения в налоговом учете и отчетных формах. Остальным советуют переходить либо на продукты семейства Navision (Attain), либо на Axapta. Первые предпочтительнее для малых и средних предприятий, а вторые - для более крупных. Для стимулирования этого процесса MBS предлагает 100%-ный зачет стоимости приобретенных ранее лицензий на XAL. По мнению г-на Мартынова, это означает, что за лицензии на Attain платить не придется вовсе, а за Axapta потребуется небольшая доплата. Кроме того, в распоряжении MBS есть специальные технологии миграции с XAL на Attain и Axapta.
Остаются еще расходы на консалтинг и внедрение, которые в обычных проектах, ведущихся с нуля, нередко в 1,5-2 раза превышают стоимость лицензий. Как уверяют в MBS, в данном случае эти расходы будут существенно меньше. Во-первых, потому, что речь идет о переносе действующей системы на новую прикладную платформу, а во-вторых, из-за того, что многие дополнительные функции, написанные для XAL консультантами и внедренцами, являются базовыми для Attain и Axapta. Здесь есть контуры (аналитической обработки, управления цепочками поставок, электронной коммерции, CRM, стратегического управления), которые либо крайне неразвиты, либо вовсе отсутствуют в XAL. Имеются и специальные предложения. Так, по словам генерального директора Sputnik Labs Павла Черкашина, его компания предоставит 20%-ную скидку на услуги консалтинга при переходе с XAL на Navision.
У заказчиков из категории “консерваторов” свои резоны. Преодолевать сопротивление конечных пользователей столь кардинальным переменам, переобучать их, эксплуатировать какое-то время параллельно две системы - перспектива не из самых приятных. На преодоление всех этих трудностей можно и решиться, но где гарантия, что, к примеру, те же проблемы масштабируемости не возникнут и на новой платформе? Где реальные успешные примеры подобной миграции и как с ними познакомиться? Г-н Мартынов упомянул об удачном проекте такого перехода, осуществленном в фирме ”Шуко”, но получить более подробную информацию участники конференции не смогли, поскольку на ней отсутствовали представители консалтинговой компании Columbus IT Partner, выполнившей данную работу.
Вопросы прозвучали, и, думается, руководство MBS CIS постарается дать на них исчерпывающие ответы. Выступавшие жаловались также и на отсутствие неформального сообщества пользователей XAL, с членами которого можно было бы обсуждать хотя бы технические проблемы. Конечно, представительство MBS CIS может создать для этого специальный сайт, однако, как показывает мировой опыт, любое сообщество, желающее не только обмениваться опытом, но и влиять на техническую политику вендора, должно формироваться самими его участниками.