“Шуко” подаёт пример перехода с XAL на Axapta
Недавно мы писали (см. PC Week/RE, № 7/2003, с. 32) об альтернативе, предлагаемой компанией Microsoft Business Solutions (MBS, www.navision.ru) тем предприятиям, которые в свое время внедрили учетно-управленческую систему на базе продукта Concord XAL. Напомним, что, хотя в настоящее время в России ранние версии XAL полностью поддерживаются MBS, продажи новых прекращены. Если клиенту по тем или иным причинам необходимо расширить функциональность имеющегося у него XAL-решения, MBS предлагает ему не дорабатывать модули XAL, а перейти на более современные платформы - Navision или Axapta. Предприятиям, решившимся на такой шаг, MBS обещает 100%-ный зачет стоимости приобретенных ранее лицензий на XAL. В конце 2002 г. компания Columbus IT Partner (www.columbus.ru) успешно завершила проект такого рода в фирме “Шуко”.
“Шуко” с 1997 г. занимается поставками в Россию оконного алюминиевого и ПВХ-профиля, листов и систем остекления фасадов зданий, производимых компанией Schuco Inernational KG. Внедрение XAL было выполнено в 1999 г. также силами Columbus IT Partner. Тогда продукта Axapta на рынке еще не было, а Concord XAL удовлетворял всем требованиям “Шуко” как по функциональности, так и по цене. Заказчику хотелось автоматизировать складской учет и закупки профилей, осуществлять резервирование и закупку материалов под заявку конкретного клиента на разных этапах - от формирования предложения до отгрузки. Все указанные задачи, поставленные “Шуко”, в 1999 г. были успешно решены, но бухгалтерский, управленческий и налоговый учет по-прежнему вели с помощью электронных таблиц Excel.
Бизнес “Шуко” развивался хорошими темпами, и к 2002 г. руководству компании стало очевидно, что учет нуждается в основательной автоматизации: материнская организация требовала оперативного предоставления управленческой отчетности по западным стандартам, а отечественным контролирующим органам нужна была выполненная по российским правилам бухгалтерская отчетность. Кроме того, расширился ассортимент поставляемой продукции, а в складском модуле отсутствовал учет однотипных профилей, различающихся покрытием (той или иной окраской, анодированием и т. д.). При оформлении заказа не было возможности зарезервировать материалы еще на этапах закупки его у материнской компании и доставки в Россию.
Можно было бы попробовать реализовать требуемые функции в рамках системы XAL, но процесс доработки обещал стать весьма трудоемким. Об этом руководство “Шуко” предупредили специалисты Columbus IT Partner, а не доверять их опыту и квалификации у заказчика не было никаких оснований. Тогда же возникло альтернативное предложение по переходу на более мощную и современную платформу Axapta, которое с учетом упомянутого зачета стоимости лицензий XAL в конечном итоге и было принято.
По мнению консультантов из Columbus IT Partner, не меньшую роль в принятии данного решения сыграло и то, что внедрение системы на базе Axapta предполагалось возложить на команду, выполнявшую первый проект в “Шуко” и поэтому хорошо знавшую особенности бизнеса заказчика. Она могла также учесть все ошибки и промахи, допущенные при реализации XAL-системы. Указанные соображения приобрели особую важность, когда руководство “Шуко” оговорило свои требования по срокам ввода системы в эксплуатацию. Работы планировалось начать в середине лета 2002 г. и завершить до конца года.
Решение на базе Axapta было введено в промышленную эксплуатацию уже в ноябре. Трудно в точности сопоставить реальную стоимость проекта, выполненного Columbus IT Partner в компании “Шуко”, с гипотетическим вариантом доработки старой системы на платформе XAL. По оценкам специалистов Columbus IT Partner, если бы проект внедрения Axapta выполнялся “с чистого листа”, он обошелся бы “Шуко” вдвое дороже. Но оценивая альтернативный вариант сохранения XAL, не следует сбрасывать со счетов и расходы на развитие функциональности старого решения, и довольно бессмысленные затраты на поддержку сходящей со сцены платформы XAL.
Как быть остальным пользователям XAL? Поставщик продукта - Microsoft Business Solutions - рекомендует переходить на Navision или Axapta лишь тем, кого действительно не удовлетворяет функциональность XAL-решений. Разумеется, лучше всего подобные проекты поручать компаниям, внедрявшим в свое время соответствующие системы на платформе XAL. К сожалению, некоторые из них ушли с рынка или прекратили работу с данным продуктом. Как сообщили нам в Columbus IT Partner, фирма без каких-либо ограничений будет помогать в миграции с XAL на Axapta своим старым клиентам, но готова рассматривать подобные запросы и от сторонних заказчиков.