Российский ИТ-рынок в 2002 г.

Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2002 г.*1

_____

*1. Подробно с анализом ситуации в различных сегментах российского ИТ-рынка в 2002 г. можно ознакомиться в аналитическом сборнике “Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия. Весна 2003”, который вышел из печати в конце марта.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров в 2002 г. оценивается примерно в 2,9 млн. шт., что в денежном выражении соответствует 1865,5 млн. долл.

Структура российского рынка компьютеров. 2002 г.

                                                            Источник: ITResearch.

 

Около 92% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, почти 6% - на ноутбуки, и порядка 2% рынка - это серверы на платформе Intel. По сравнению с 2001 г. объем продаж ПК вырос почти на 16%. В сегменте серверов рост составил 28,6%, а ноутбуков было продано на 58% больше, чем годом ранее.

Лидером продаж ПК по итогам 2002 г. (как и годом ранее) является компания “Формоза”. При этом доля первой пятерки компаний *1 - “Аквариуса”, “Крафтвея”, “Формозы”, “Эксимер-ДМ” и K-Systems - составила 22,5% продаж настольных компьютеров.

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

В сегменте серверов лидирует Compaq (в целях сохранения преемственности ежеквартальных отчетов компания ITResearch в 2002 г. подводила итоги по торговым маркам Compaq и HP раздельно). В первую пятерку производителей серверов вошли *1 “Аквариус”, “Крафтвей”, Compaq, Hewlett-Packard и IBM, их суммарный показатель - 52,4% продаж в натуральном выражении.

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли Asustek, Hewlett-Packard, IBM, Rover Computers и Toshiba *1 - на их долю в сумме приходится 72,3% всех продаж.

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 3,1 млн. шт., что превысило показатели 2001 г. на 24%. На этом рынке 2002 г. прошел под знаменем активного выхода ЖК-мониторов на массовый рынок, что сопровождалось очень значительной ценовой эрозией буквально во всех технологических сегментах и для всех диагоналей мониторов. В результате рынок за 2002 г. оценивается “всего” в 783 млн. долл., что превысило результаты 2001 г. примерно на 20%.

Продолжалось уменьшение доли 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, продажи которых по результатам года составили всего 26,5% рынка. В результате доминирующим сегментом стали 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты, чья доля достигла почти 57%. Однако основной тенденцией прошлого года был взрывоподобный рост продаж ЖК-мониторов, их объем за год более чем утроился, а рыночная доля составила около 14%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21 (22)-дюймовых ЭЛТ-мониторов не увеличились - напротив, их доля продолжала уменьшаться, и они окончательно превратились в нишевый товар.

На российском рынке мониторов в 2002 г. уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третье место по итогам года вышел российский бренд RoverScan. Вместе с тем, если учитывать продажи всей компании NMDE (марки NEC и Mitsubishi), то именно она оказывается в тройке лидеров.

ИБП

На рынке ИБП (оценка производилась только по источникам бесперебойного питания, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в 2002 г. продолжался уверенный рост продаж буквально во всех технологических сегментах. Благодаря этому показатели 2001 г. были превышены на 32%. В итоге в прошлом году был преодолен барьер в один миллион проданных устройств, в денежном выражении объем продаж составил почти 170 млн. долл.

Активно рос сегмент line-interactive-ИБП, доля которых превысила 66% рынка, доля offline-ИБП уменьшилась до 32%, а продажи online-устройств составили 1,7%. В последнем сегменте наиболее быстрорастущими подсегментами являются “легкие” online-ИБП (мощностью до 3 кВ · А), а также модульные системы.

Несмотря на крайне обострившуюся конкуренцию, компании APC до сих пор удается контролировать около 60% рынка в натуральном выражении. Основными конкурентами устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Powercom и Powerman. На рынке “тяжелых” решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Invensys Powerware, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus.

Презентационное оборудование

Для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования - мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) - 2002 г. был периодом бурного роста, который сопровождался значительными изменениями структуры товарного предложения и долей вендоров.

За год “регулярный” рынок MMP составил почти 14 тыс. устройств, что превысило показатели года предыдущего примерно на 57%. Кроме того, в течение второго полугодия 2002-го в рамках тендера “Дети России” в школы страны было поставлено более 6 тыс. MMP, которые в общую цифру не включены, поскольку такие аномальные “выбросы” существенно искажают общую картину.

В прошедшем году на российском рынке MMP по-прежнему доминировали устройства, использующие технологию DLP или LCD, на их совокупную долю приходилось более 99% всего рынка. Из этих двух технологий более популярна LCD, обеспечивающая свыше 80% продаж.

Одной из основных тенденций 2002 г. было снижение цен на MMP. Однако ценовая эрозия носила довольно умеренный характер, по-прежнему основной пик продаж приходился на диапазон цен от 2 до 4 тыс. долл. Вместе с тем быстрыми темпами росли объемы рынка сверхдешевых проекторов (стоимостью менее 2 тыс. долл.), продажи которых фактически начались только в прошлом году.

Лидирующая тройка компаний *1 - InFocus, Panasonic и Sanyo - не претерпела изменений по сравнению с 2001 г. Практически не изменилась и группа их ближайших “преследователей” *1 (BenQ, Canon, Epson, Hitachi, Mitsubishi, NEC, Sony и Toshiba).

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

В сегменте PDP 2002 г. был еще более успешным - проданные почти 12,5 тыс. панелей превысили показатели года предыдущего почти в 2,5 раза. По темпам роста этот сегмент можно считать одним из наиболее успешных на ИТ-рынке.

На российском рынке по-прежнему преобладают плазменные панели с диагональю 42 дюйма, они составляют около 60%. “Большие” PDP (с диагональю 50 дюймов и выше) имеют довольно стабильную долю, в то время как продажи “маленьких” панелей (с диагональю менее 40 дюймов) растут опережающими темпами.

На российском рынке PDP 2002 г. был примечателен обострением конкуренции в ведущей группе вендоров. Такие фирмы, как Pioneer, Philips и в особенности Panasonic, существенно повысили обороты, отобрав значительную долю от еще недавно доминировавшей Fujitsu. Теперь эти четыре компании вместе контролируют около 70% рынка.

Принтеры

За последние два года объем российского рынка принтеров удвоился, и в 2002 г. он превысил 2 млн. устройств. Особенно быстро росли продажи лазерных принтеров, доля которых в структуре принтерного рынка увеличилась до 40,7% (в 2001 г. - 35%). Практически весь этот прирост происходил за счет матричных принтеров, поставки которых в абсолютном выражении сократились на 30%. Доля струйных принтеров (53% рынка) осталась на уровне 2001 г. В то же время из-за усилившейся в 2002 г. эрозии цен темпы роста денежного объема принтерного рынка (чуть более 450 млн. долл.) заметно снизились, составив 14,7%.

Опережающий рост сегмента лазерных принтеров в значительной мере определился повышенным спросом на продукты начальных уровней производительности, особенно в диапазоне 9-12 стр./мин, которых в 2002 г. было продано почти в три раза больше, чем годом раньше. Больше чем наполовину увеличились продажи цветных лазерных принтеров, чему в немалой степени способствовало появление на рынке моделей нижнего ценового класса (стоимостью от 1000 до 1500 долл.). Лидером российского рынка принтеров остается компания НР. Пятерку ведущих поставщиков принтеров всех типов в штучном выражении составили компании *1 Canon, Epson, HP, Lexmark и Samsung. Пятерка лидеров принтерного рынка в денежном выражении выглядит немного иначе: Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Сканеры

В 2002 г. на российском рынке сканеров официальными партнерами вендоров было продано 494,1 тыс. устройств на общую сумму 58,7 млн. долл. (в розничных ценах). По сравнению с теми же показателями в 2001 г. это означает рост на 81,9% в штуках и 50,9% в деньгах. Снижение цен сказалось сильнее, чем наблюдающееся с 2001 г. смещение спроса потребителей в сторону более качественных продуктов, и “численное преимущество” сканеров стоимостью менее 100 долл. значительно возросло, превысив 67% рынка (в 2001 г. - 58%). В результате “среднестатистическая” стоимость планшетного сканера за последние два года снизилась почти на 25%.

Лидер сканерного рынка - также компания НР. Первые пять производителей *1 по количеству проданных устройств, на долю которых пришлось около 80% всех сканеров, - это BenQ, Epson, Genius, Hewlett-Packard и Mustek, в то время как по объему продаж в денежном выражении первую пятерку составляют компании *1 Canon, Epson, Hewlett-Packard, Mustek и Umax.

_____

*1. Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Аналитическая компания ITResearch: (095) 974-2260.

E-mail: expert_market@itresearch.ru. www.itresearch.ru.

Версия для печати