Компактнее. Быстрее. Умнее
Обзор новых цифровых фотокамер, представленных на выставке CeBIT’2003
В каком месте Европы можно в начале года вживую увидеть практически все новые цифровые фотокамеры ведущих мировых производителей? Пожалуй, только на выставке CeBIT в Ганновере. Вот уже несколько лет подряд именно здесь демонстрируют свои новейшие аппараты основные японские и американские производители. Нынешний CeBIT не стал исключением. Более того, заинтересованным в тематике цифрового фото посетителям не пришлось, как в прошлые годы, прочесывать множество павильонов громадного хозяйства Deutsche Messe. Практически все вендоры разместились по соседству, в одном колоссальном зале, причем у самого входа на выставку.
Служит ли CeBIT местом дебютного показа новых цифровых камер? И да и нет. На стендах можно поснимать аппаратами, которые еще не поступили на прилавки магазинов, но собственно на выставке были впервые объявлены лишь единицы из множества представленных камер - большинство специалистам уже было известно по онлайновым анонсам или демонстрациям в Японии и Америке, на родине разработок. Европе пока отведена третья роль, что вполне соответствует роли Старого Света в технологическом прогрессе цифровых камер (как известно, Agfa, в течение нескольких лет пытавшаяся в одиночку соперничать с заморскими Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Pentax, Sony и т. п., сошла с дистанции), - ну разве за исключением востребованной фирмами Sony, Panasonic и Kodak немецкой оптики Carl Zeiss, Leica и Schneider-Kreuznach соответственно. Но очевидная технологическая отсталость европейцев с лихвой компенсируется растущими масштабами континентального рынка. Так, если еще в 2001-м по продажам цифровых камер Европа занимала третье место в мире (4,6 млн. шт. против 6,5 млн. в США и 5,9 млн. в Японии - данные GfK), то в прошлом году европейцы “сделали” японцев и вышли на второе место (8,0 млн. камер против 9,9 млн. в США и 6,9 млн. в Японии). Не исключено, что европейские премьеры цифровых аппаратов все чаще будут подниматься до уровня мировых.
Интересная тенденция, связанная с расширяющимся присутствием тайваньских производителей практически во всех павильонах CeBIT, не обошла стороной и сферу цифрового фото. Мы не ставим целью представить в данном обзоре фирменную продукцию ИТ-острова, поскольку она еще не готова в полной мере соперничать с аппаратами признанных грандов, но уже в недалекой перспективе вряд ли этим последним удастся избежать маркетинговой битвы с пока еще малоизвестными фирмами Premier, Primax, Aiptek и др. Выступая сегодня главным образом в роли ОЕМ-партнеров, они вышли на ежегодный уровень производства в 2-3 млн. камер и в 2002-м все вместе смогли изготовить аж 7,88 млн. цифровых камер (данные тайваньской ассоциации PIDA), т. е. обеспечить порядка 30% мирового объема выпуска этой продукции. В году же нынешнем тайваньцы собираются взять рубеж в 10 млн. камер, а при удачном стечении обстоятельств - приблизиться к отметке в 14 млн. За освоением базовых технологий и массового производства следует этап все более активного продвижения собственных торговых марок - Тайвань это демонстрировал уже не раз, впрочем, как и умение сохранять выгодные ОЕМ-отношения.
Ниже мы остановимся на продукции ряда ведущих производителей цифровых фотокамер, представленной на CeBIT’2003 и позволяющей проследить интересные направления развития инженерной мысли.
***
Компания Canon, раздразнившая профессионалов (и настоящих любителей) своей зеркальной камерой EOS D60, спрос на которую во многих регионах мира оказался явно неудовлетворенным, представила построенную на ее основе более дешевую модель EOS 10D. Эта камера, упакованная в корпус из магниевого сплава, оснащена 6,3-мегапиксельным КМОП-сенсором и поддерживает 7-точечный автофокус, 35-зонный замер экспозиции и диапазон выдержек 30-1/4000 с. Благодаря высокой емкости буфера памяти и быстрому фирменному процессору DIGIC аппарат позволяет захватывать до девяти картинок максимального разрешения подряд со скоростью три кадра в секунду. Интересно, что EOS 10D умеет параллельно записывать фотографии в форматах RAW и JPEG (шести степеней сжатия). Весьма широк диапазон значений светочувствительности матрицы сенсора - от 100 до 3200 ISO. Профессионалам должны понравиться и гибкие функции управления цветом: они могут выбирать цветовое пространство (RGB или sRGB), а также цветовую температуру в пределах 2800-10 000 К с шагом 100 град. Благодаря встроенной поддержке файловой системы FAT32 камера позволяет использовать карты флэш-памяти CF Type I/II объемом свыше 2 Гб. Выбор сменной оптики для новинки предоставляется немалый, надо только иметь в виду, что КМОП-сенсор (22,7x15,1 мм) уступает по размерам формату 35 мм, поэтому фокусные расстояния объективов для пленочных EOS придется пересчитывать в сторону удлинения.
Canon EOS 10D
Не оставила Canon без внимания и широкий круг любителей, предложив им новые камеры 2-, 3-, 4- и 5-мегапиксельного уровня, явно отличающиеся от конкурентов своими интеллектуальными возможностями (см. “Интеллектуальные технологии Canon”).
Модель PowerShot S50, снабженная объективом с трехкратным оптическим зумом (эквивалентный фокус 35-105 мм, максимальная апертура F2,8-4,9), по своей функциональности во многом похожа на 4-мегапиксельную камеру S45: те же интеллектуальный 9-точечный автофокус, процессор DIGIC и др. Главное отличие - 5-мегапиксельный ПЗС-сенсор, позволяющий получать отпечатки полиграфического качества размером до А4. Заслуживают внимания и такие параметры, как диапазоны светочувствительности от 50 до 400 ISO и выдержек от 15 до 1/1500 с. В дополнение к автоматическому и предустановленным режимам съемки камера позволяет снимать в полуавтоматических режимах, например с приоритетом дифарагмы. Видеофункциональность S50 допускает запись трехминутных озвученных роликов и их простейшее редактирование прямо на экране аппарата.
В портфеле Canon появилась самая компактная 4-мегапиксельная камера с трехкратным оптическим зумом - Digital IXUS 400. Эта модель, сочетающая в себе традиционные для серии стиль и прочность, предоставляет достаточно широкие функциональные возможности. Так, 9-точечная интеллектуальная система автофокуса умеет автоматически определять, на что именно следует фокусировать объектив в довольно широкой области кадра. Весьма полезными окажутся широкие диапазоны выдержек (15-1/2000) и светочувствительности (50-400 ISO). Несмотря на малые размеры камеры, ее встроенная вспышка “бьет” на 3,5 м.
Еще две новинки Canon с трехкратным оптическим зумом (35-105 мм, F2,8-4,8) позиционируются как вполне универсальные цифровые камеры, позволяющие снимать в ручном и полуавтоматических режимах. PowerShot A60 и A70 оснащены 2- и 3,2-мегапиксельными матрицами соответственно, приходят они на замену моделям A30 и A40.
И совсем новичкам предлагается попробовать свои силы в цифровой фотографии с помощью PowerShot A300. Упрощения, ставившие целью удешевление камеры, в первую очередь затронули ее оптическую подсистему и мало сказались на электронной начинке. Так что в 3,2-мегапиксельной A300 сочетаются объектив с фиксированным фокусом (эквивалентным 33 мм, F3,6) и такие технологические новшества, как процессор DIGIC, сенсор ориентации (оптимизирует просмотр снимков после их перекачки в ПК), 5-точечный интеллектуальный автофокус, запись VGA-роликов и т. д.
***
Когда в 2002 г. Casio представила новую серию Exilim, стартовавшую с мегапиксельного рубежа, могло показаться, что известная японская фирма решила оставить передовую битвы за большие мегапикселы и высокую функциональность потребительских камер, чтобы побороться за массовый рынок портативных мультимедийных игрушек hi-tech, в которых скромные фотовозможности компенсируются исключительной портативностью и привлекательными MP3-функциями. И первые два поколения - Exilim EX-S1/M1 и EX-S2/M2 вполне отвечали такой перспективе. Но в начале этого года был анонсирован новейший аппарат Exilim EX-Z3, сохранивший от предшественников форм-фактор кредитной карточки (в плане) и получивший весьма развитую функциональность. Несомненно, произвести на свет 3,2-мегапиксельный аппарат с трехкратным оптическим зумом толщиной всего лишь 23 мм удалось в первую очередь благодаря уникальному механизму складывания объектива Pentax Sliding Lens. (Такой же механизм использован и в модели Pentax Optio S, о которой мы также расскажем во второй части настоящего обзора.) Крохотный аппарат оборудован неожиданно большим двухдюймовым ЖК-дисплеем, поддерживающим оконный режим работы меню, и комплектуется док-станцией (крэдлом), служащей для подключения к ПК и подзарядки аккумулятора. Работа максимально автоматизирована, но некоторые манипуляции (фокусировка, баланс белого, установка чувствительности и пр.) можно осуществлять в ручном режиме. Плюс к этому встроена фирменная функция Casio Best Shot, предлагающая выбрать наиболее подходящую из 21-й сюжетной программы определения экспозиции. Пользователь может и сам создать и сохранить несколько таких программ, просто выбрав из уже сделанных типовые снимки лучшего, по его мнению, качества. Карточка памяти в комплект поставки не входит, вместо этого в аппарат встроили 10 Мб флэш-памяти для хранения снимков и пользовательских сюжетных программ и снабдили его разъемом SD/MMC.
Casio Exilim EX-Z3
Вторая новинка Casio, модель Exilim EX-S3, на сегодняшний день, наверное, самый тонкий и легкий 3,2-мегапиксельный аппарат с фиксированным фокусным расстоянием объектива - его толщина составляет всего 11,7 мм, а масса - 72 г. Такой компактности эта модель формата кредитки обязана интегрированному оптико-электронному дизайну, объединяющему в одном модуле объектив и ПЗС-матрицу. Функционально Exilim EX-S3 во многом похож на Z3 - такие же ЖК-экран, 10 Мб встроенной памяти, разъем SD/MMC и крэдл. Правда, у него лишь 15 сюжетных программ Best Shot.
***
Четыре года назад компания Fujifilm вступила в области цифрового камеростроения на свой собственный путь и с тех пор последовательно развивает оригинальную технологию ПЗС-сенсоров Super CCD. В 1993 г. на рынок вышли первые модели, построенные на матрицах Super CCD уже четвертого поколения (см. “Особый Super CCD-путь Fujifilm”).
Камера FinePix F700 построена на матрице Super CCD SR, содержащей по 3,1 млн. S- и R-пикселов. Надо отметить, что, хотя в сумме количество элементов матрицы превышает 6 млн., неинтерполированное геометрическое разрешение соответствует аппарату 3-мегапиксельного уровня. Главный выигрыш от применения Super CCD SR заключается в расширении динамического диапазона и, следовательно, повышении суммарного качества получаемых снимков (более четкие, лучше прописаны полутона, точнее цветопередача и пр.). Среди других достоинств F700 - фирменная оптика с трехкратным трансфокатором, широкий диапазон значений светочувствительности (от 160 до 1600 ISO), мощная встроенная вспышка (освещает на расстоянии до 5 м), быстрый непрерывный автофокус, способность записывать полнокадровые VGA-ролики и высокий уровень компактности.
Fujifilm FinePix F700
Super CCD HR - матрица четвертого поколения иного типа - применяется в двух других новинках Fujifilm - камерах FinePix F410 и A310. Эти внешне совершенно непохожие аппараты и позиционируются на несколько разные группы пользователей. Тем не менее унифицированная оптико-электронная начинка делает их довольно близкими по многим функциональным возможностям. Так, оба аппарата оснащены оптикой с трехкратным оптическим зумом, поддерживают максимальную светочувствительность 800 ISO, 64-зонное TTL-вычисление экспозиции и т. д. А встроенные в оба аппарата Super CCD HR-сенсоры с 3,1 млн. эффективных пикселов (в режиме интерполяции камеры записывают изображения размером в 6 млн. пикселов) позволяют получать высококачественные фотографии, характеризуемые низким уровнем шума даже в условиях весьма низкой освещенности.
***
Hewlett-Packard продолжает радовать почитателей своей торговой марки новыми камерами, снабженными оптическими системами Pentax. Среди них - 5-мегапиксельная Photosmart 935 и 3-мегапиксельная Photosmart 735, выполненные в одном и том же стильном компактном дизайне и располагающие объективами с трехкратным оптическим зумом.
НР Photosmart 935
Старшая модель Photosmart 935 рассчитана на широкий круг потребителей - от новичков, предпочитающих развитую автоматику, до искушенных пользователей, рассчитывающих по сравнительно невысокой цене получить высококачественный аппарат с возможностями ручного управления. Безусловно, своим хорошим быстродействием эта камера обязана большому буферу оперативной памяти размером в 64 Мб. Возможно, многим Интернет-пользователям пригодится функция HP Instant Share, помогающая автоматизировать отправку сделанных фотографий по указанным адресам Сети. Photosmart 935 совместим с новой универсальной док-станцией HP Photosmart 8886, позволяющей не только заряжать аккумулятор прямо в камере, но и обходиться без компьютера для отправки снимков по e-mail, их печати и просмотра на телевизионном экране.
Вторая новинка НР - камера Photosmart 735 - снабжена 16 Мб встроенной памяти для хранения сделанных снимков и слотом SD/MMC для дополнительных флэш-карт. Она также поддерживает HP Instant Share и HP Photosmart 8886 и обеспечивает запись MPEG-видео со скоростью 14 Мб/с.
***
Kodak решила привлечь внимание покупателей уникальным активно-матричным органическим дисплеем (см. “OLED дебютирует в камере Kodak”) и высококлассной оптикой немецкой фирмы Schneider-Kreuznach. Модель EasyShare LS633 оснащена 2,2-дюймовым OLED-экраном AM550L (512x218 пикселов), действительно выделяющимся на фоне TFT-дисплеев яркими красками, высокой яркостью картинки, широким углом обзора и практическим отсутствием инерционных эффектов. Среди других особенностей этой 3-мегапиксельной камеры - объектив c трехкратным оптическим зумом, специальная кнопка отправки снимков по e-mail (в памяти можно хранить до 32 почтовых адресов), функция автоматического поворота фотографии для просмотра на экране камеры, монитора или телевизора, встроенные 16 Мб для хранения изображений.
Kodak EasyShare LS633
Другая новинка компании - 3-мегапиксельная камера EasyShare DX6340 с четырехкратным оптическим зумом и максимальной апертурой F2,2. Аппарат оснащен системой быстрого автофокуса с TTL- и внешним датчиками, работающей даже в условиях низкой освещенности, и мощной вспышкой, которая “добивает” почти до 6 м. Плюс к этому - 16 Мб встроенной флэш-памяти, функция автоматического поворота картинки и упрощенная система передачи снимков по e-mail.
OLED дебютирует в камере Kodak
Как известно, ЖК-экраны - удобные, но далеко не всегда оправдывающие свою высокую стоимость компоненты цифровых камер, используемые для кадрирования и просмотра полученных изображений и служебной информации. Попытки что-либо рассмотреть на этих устройствах на ярком солнце или под острым углом могут не привести к желаемому результату. А необходимость экономить заряд батарей зачастую заставляет вообще их выключать и обходиться оптическим видоискателем. Возможно, новая технология дисплеев на органических светодиодах (OLED - Organic Light Emitting Display) поможет избавиться от ряда недостатков современных экранов цифровых камер.
OLED-технология основана на способности некоторых органических материалов излучать свет под воздействием электрического заряда. Построенный на этом принципе дисплей содержит исключительно тонкий слой специального органического вещества на подложке, например стеклянной. Активно-матричные дисплеи оснащены встроенными электронными схемами, управляющими воздействием на каждый пиксел.
В чем состоят потребительские преимущества технологии OLED? Органические дисплеи отличаются от своих традиционных ЖК-собратьев гораздо более высокой яркостью, выросшей на три порядка скоростью реакции, широким (до 165 градусов) углом обзора, пониженным энергопотреблением ввиду отсутствия необходимости в подсветке и исключительной компактностью (всего лишь 1,5 мм в толщину).
Kodak планомерно занимается разработками в области OLED уже много лет - первый свой патент на OLED-устройство компания получила в 1987 г. С декабря 2001-го на рынок вышла фирма SK Display (совместное предприятие Kodak и Sanyo), организовавшая в 2002 г. коммерческий выпуск 2,2-дюймовых OLED. Первая цифровая камера, оснащенная органическим дисплеем, - Kodak LS633 - увидела свет нынешней весной.
Интеллектуальные технологии Canon
Последние цифровые камеры Canon отличаются от предшественников заметно более высокими интеллектуальными способностями. Умнее и “сообразительнее” они стали благодаря воплощению сразу нескольких фирменных разработок, таких, как DIGIC, iSAPS, AiAF и др.
DIGIC - это новый интегрированный процессор, обладающий прямыми связями с аналого-цифровым преобразователем, буфером оперативной памяти, ЖК-дисплеем, картой флэш-памяти и центральным процессором камеры. Его применение позволяет решать на аппаратном уровне сразу несколько ключевых задач: улучшения общего качества изображений, уменьшения уровня шума, оптимизации функции автоматического баланса белого, повышения скорости съемки и обработки данных, увеличения быстродействия автофокуса, ускорения сжатия в формат JPEG и сокращения энергопотребления. iSAPS (intelligent Scene Analysis based on Photographic Space) - основанная на встроенной базе знаний технология автоматического определения типа захватываемого изображения. Путем сопоставления полученных от датчиков сведений об удаленности объекта, фокальной длине и освещенности с информацией из статистической БД, составленной специалистами Canon на основе статистических данных по типовым видам изображений, эта система помогает определить правильный режим вычисления экспозиции, баланса белого, фокусировки и т. п.
Интеграция датчика ориентации и функции оценочного измерения экспозиции позволяет избежать ошибок в ряде типичных ситуаций. Например, если при съемке камера повернута в портретное положение, а в верхнюю часть кадра попадает яркое небо, то диафрагма будет автоматически скорректирована во избежание неправильной экспозиции. Датчик ориентации также помогает оптимизировать экранное представление отснятого материала (повернуть картинку) на ЖК-экране камеры либо после его перекачки на ПК (с помощью фирменного ПО ZoomBrowser)
Технология интеллектуального автофокуса AiAF (Artificial intelligence Auto Focus) способна правильно определять объект фокусировки, даже если он находится не в центре кадра. В зависимости от реализации AiAF поддерживает фокусировку в зоне размером до девяти точек (квадрат 3x3).
Особый Super CCD-путь Fujifilm
Разрабатывая оригинальные ПЗС-матрицы семейства Super CCD, компания Fujifilm руководствуется идеей о том, что итоговое качество цифровой фотографии определяется совокупностью пяти главных факторов: разрешения, светочувствительности, динамического диапазона, соотношения сигнал/шум и точности цветопередачи. Начиная с 2000 г. фирма ежегодно выводит на рынок очередное поколение Super CCD. Сегодня в продаже доступны камеры FinePix F601, S602 и M603 на базе сенсоров третьего поколения, состоящих из восьмиугольных элементов и обеспечивающих рост светочувствительности до 1600 ISO (при разрешении порядка 1 млн. пикселов) и поддержку полнокадровой VGA-видеозаписи.
В 2003 г. развитие технологии Super CCD ознаменовалось появлением сенсоров уже четвертого поколения, причем сразу двух типов. Модификация Super CCD HR отличается от предыдущей усовершенствованными восьмиугольными элементами, обеспечивающими особо плотную их упаковку. Это позволило существенно уменьшить площадь матрицы и достичь на сенсоре размером 1/1,7 дюймов физического разрешения в 6,63 млн. пикселов (если использовать интерполяцию, учитывающую специфику матрицы, можно получать снимки разрешением до 12,3 млн. пикселов). Разработчики утверждают, что, хотя каждый фотодиод матрицы сенсора и стал миниатюрней, внесенные в технологию обработки сигналов усовершенствования позволили повысить светочувствительность и улучшить соотношение сигнал/шум.
Другая модификация - Super CCD SR - это попытка смоделировать реальную структуру обычной негативной фотопленки, содержащей кристаллы разного уровня чувствительности. В новом сенсоре каждый фотодиод состоит из двух восьмиугольных элементов - так называемых S- и R-пикселов. Большие S-пикселы обладают высокой чувствительностью и при засветке выше пороговой яркости генерируют сигналы насыщения, тогда как маленькие R-пикселы с низкой чувствительностью гораздо равномернее реагируют на приходящий поток света. Сочетание сигналов от двух типов пикселов позволяет получить более полную информацию о зонах как высокой, так и низкой яркости. В результате, как утверждают разработчики, динамический диапазон Super CCD SR оказывается в четыре раза шире по сравнению с сенсорами Fujifilm третьего поколения.
Аналогия между негативной пленкой и Super CCD SR
(Окончание следует)