Интерес к провайдерам аренды приложений снова растет
Пыль, поднятая падением рынка провайдеров аренды приложений (ASP) и услуг по их эксплуатации, похоже, уже оседает, и интерес к этой специфической форме аутсорсинга вновь растет. Однако робкий процесс оздоровления может быть подорван из-за роста стоимости услуг.
Корпорация International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс) подготовила отчет, согласно которому рынок предоставления ПО как услуги будет ежегодно увеличиваться на 26% - с 1,8 млрд. долл. в 2002 г. до 5,7 млрд. долл. в 2007 г.
“Аббревиатура ASP получила дурную репутацию, но подспудно ситуация меняется к лучшему. Эта сфера остается одним из быстрорастущих сегментов индустрии ИТ-услуг”, - говорит Эми Майзорас, аналитик и автор исследования IDC.
Недавний анализ, проведенный исследовательской и консалтинговой фирмой Summit Strategies (Бостон), показал, что 55% опрошенных компаний уже перекладывает в той или иной форме эксплуатацию приложений или управление ИТ-инфраструктурой на сторонние организации либо планирует сделать это в будущем году. Аналитик фирмы Лори Маккэйб и другие эксперты убеждены, что кризис ASP-провайдеров в основном позади. “Те, кто изначально был обречен, уже разорились. А выжившим пришлось пересмотреть содержание и форму своих предложений и точнее подстроиться под желания клиентов. Сегодня этот рынок заметно оздоровился”, - считает Маккэйб.
На нем, в частности, присутствуют ASP-провайдеры и поставщики аутсорсинга, которые начинали как софтверные компании, продававшие свои продукты по подписке в рассрочку. Примером может служить успешно развивающаяся фирма Salesforce.com. Другую ветвь представляют сервисные отделения таких крупных производителей ПО, как PeopleSoft или Oracle. Крепкие позиции и у компаний, специализирующихся на ИТ-обслуживании, - IBM Global Services или Electronic Data Systems. Что касается независимых ASP-провайдеров, управлявших пакетами приложений, то после кризиса их осталась лишь небольшая горстка, в частности фирмы USinternetworking и Corio.
В отличие от времен прошлого бума, нынешние пользователи ASP куда как осторожны при заключении контрактов и тратят гораздо больше времени на предварительные оценки ожидаемой выгоды.
“Сейчас число запросов от потенциальных клиентов ASP возросло, этот рынок весьма активен, но цикл принятия решений становится протяженнее, - отметил Крис Амброс, аналитик фирмы Gartner (Гейтерсбург, шт. Мэриленд). - Следовательно, теперь очень важно уметь доказывать клиентам, что их затраты окупятся”. Так, цикл предварительной оценки ASP-услуг, предлагаемых компанией PeopleSoft (Плезантон, шт. Калифорния), обычно занимает полгода, но иногда растягивается и до девяти месяцев, заявил ее вице-президент Билл Парсонс.
Если же сделка все-таки заключается, то обычно успеха добиваются провайдеры, способные обосновать ожидаемый экономический эффект. “Мы стараемся продемонстрировать, что наш сервис обеспечит клиенту как минимум 20-процентную экономию в оплате реальных счетов”, - говорит Харпер.
Солидные ASP-провайдеры любят приводить конкретные примеры экономии средств своих нынешних клиентов. По свидетельству исполнительного директора AlphaSmart (Лос-Гейтос, шт. Калифорния) Кетана Кохари, его фирма арендует около 70% своих приложений у ASP-провайдеров (в основном у Oracle) и благодаря этому ежегодно экономит от 200 до 300 тыс. долл., не тратя лишних денег на оплату труда и покупку оборудования.
Arthritis Foundation (Атланта), получая аналогичные услуги от USi, экономит 700 тыс. долл. в год и на 17% уменьшает свои накладные расходы, сообщила руководитель ИТ-служб этого фонда Марла Дэвидсон.
Фирма Synchronicity (Марлборо, шт. Массачусетс), арендующая ПО учета кадров у ASP-компании Employease (Атланта), имеет годовую экономию в 125 тыс. долл. По словам главного управляющего Synchronicity Юджина Коннолли, это позволяет наращивать масштабы бизнеса, не расширяя штат вспомогательных администраторов и уделяя больше внимания компетентности самих кадровых служб.
Учитывая то внимание, которое сегодня уделяется вопросам экономии, оживившийся интерес к ASP может, однако, быстро улетучиться с ростом тарифов.
Об этом свидетельствует пример фирмы TIBCO Software (Пало-Альто, шт. Калифорния), которая пользуется услугами PeopleSoft. По данным директора корпоративных приложений TIBCO Джона Стэмма, расценки на поддержку приложений, оборудования и инфраструктуры увеличиваются. Однако он отмечает, что тарифы поставщиков приложений, оказывающих услуги по подписке, более стабильны: “Они, наверное, тоже теряют деньги, но крупные компании вроде Oracle или PeopleSoft могут себе позволить некоторые потери, так как имеют возможность привлечь клиентов в другом секторе своего бизнеса”.
Для AlphaSmart, разрабатывающей технологии для образовательных учреждений, рост цен потребует существенного пересмотра используемой модели. “Oracle настойчиво рекомендует нам обновить применяемое ПО. Но у нас нет в этом нужды. Похоже, она пытается в завуалированной форме повысить расценки”, - считает Кохари.