“Серый” рынок в ИТ-сфере пока процветает

Фирма KPMG, специализирующаяся на оказании профессиональных консультационных услуг, в сотрудничестве с Альянсом по борьбе с “серым” рынком (Anti-Gray Market Alliance - AGMA), куда вошли ведущие мировые производители оборудования для сферы информационных технологий, подготовила обзор о влиянии “серого” рынка на ИТ-отрасль. Согласно полученным ими данным, ежегодный объем мирового “серого” рынка компьютерного и сетевого оборудования достигает примерно 40 млрд. долл., из-за него ИТ-компании ежегодно теряют до 5 млрд. долл., причем эти убытки имеют тенденцию к росту.

Под “серым” рынком понимается реализация товаров, снабженных фирменной маркой, минуя авторизованные каналы дистрибуции, или импорт без разрешения производителя. Как отмечает KPMG, “серый” рынок активизируется в результате махинаций с дистрибьюторскими соглашениями и злоупотреблений с использованием программ скидок, предлагаемых многими производителями компьютерного и сетевого оборудования.

Помимо финансовых потерь, объемы которых увеличиваются год от года, деятельность “серого” рынка имеет и другие негативные последствия. Так, реализуемая на нем продукция представляет угрозу для потребителей. Зачастую покупатели, введенные в заблуждение продавцами, последними узнают о том, что приобретенные ими товары устарели, не имеют гарантий качества от изготовителя или не подлежат гарантийному обслуживанию. Подобные случаи могут серьезно сказаться на репутации производителей в глазах потребителей и инвесторов.

“До настоящего времени эта проблема оставалась малоизученной, но очевидно, что “серый” рынок сегодня процветает, - сказал Дейл Лемастерс, партнер KPMG по работе в секторе электроники. - Производителям необходимо понимать негативное воздействие “серого” рынка на прибыль и репутацию фирменных брендов, а также серьезно анализировать состояние используемых ими систем внутреннего и внешнего контроля на всех уровнях дистрибуции товаров”.

Как показали результаты опроса, проведенного KPMG, дистрибьюторы и реселлеры зачастую нарушают условия соглашений о продаже оборудования. Некоторые из них используют для этого фальсифицированные документы, которые дают им доступ к оборудованию, продаваемому по более низким ценам в рамках специальных вендорских программ.

Нередко дистрибьюторы, приобретая у производителей оборудование по специальным ценам, продают излишки “налево” по рыночным ценам, вместо того чтобы вернуть их производителю. Конечные потребители при этом в большинстве случаев оказываются введенными в заблуждение относительно подлинной стоимости приобретаемых ими товаров.

К сожалению, российский “серый” рынок пока мало изучен. Хотя масштабы его, несомненно, велики: по оценкам президента Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности Питера Некарсулмера, совокупный ущерб российской промышленности от обращения поддельной продукции в 2003 г. составит 4-5 млрд. долл. Сюда входит топливо, лекарства, электроника и т. д.

Что касается компьютерно-телекоммуникационной сферы страны, то она долгие годы оставалась непрозрачной и слабо регулируемой. В свое время делались оригинальные заявления типа “80% российского ИТ-рынка захвачено “серым” импортом”, однако можно предположить, что они носили скорее эмоциональный, чем аналитический характер.

В некоторых секторах ИТ-рынка уже кое-что делается: два-три года назад на волне бума подвижной связи производители сотовых телефонов начали атаку на “серых” дилеров. К сожалению, несмотря на это до сих пор 40% всех розничных продаж трубок все равно приходится на “серые” поставки, а это не меньше 500 млн. долл. в год. При таком размахе теневых операций и для Минсвязи, и для российского ИТ-сообщества, и для правоохранительных органов работы здесь хватит не на один год.

Версия для печати