Купив за 2,2 млрд. долл. компанию Rational Software, корпорация IBM дополнила свой портфель программного обеспечения автоматизированными средствами разработки. Когда эта сделка была утверждена государственными органами, Голубой гигант сообщил о новой роли продуктов Rational и о стратегии их продвижения в России.
Оливер Рубен (слева) и Леонид Алтухов уверены
в росте нового направления бизнеса IBM
По словам Оливера Рубена, менеджера IBM по продукции Rational в Восточной Европе и Азии, раньше портфель программных средств корпорации включал четыре линейки: две для исполнения прикладных программ (сервер приложений WebSphere и СУБД DB2) и две для управления системами (пакет совместной работы Lotus и средство системного администрирования Tivoli). Теперь появилась пятая линейка, предназначенная для разработки, и в результате IBM может предлагать полный набор средств, покрывающий весь жизненный цикл программных продуктов - от создания до эксплуатации и управления. Такой набор необходим для реализации инициативы “e-business on demand” (“бизнес по требованию”), которую IBM объявила осенью прошлого года.
Напомним, что идея заключается в том, чтобы предоставить заказчикам возможность приобретать вычислительную мощность и ПО по требованию приблизительно так, как мы покупаем коммунальные услуги, такие, как снабжение газом, электричеством и водой. Для реализации этой инициативы корпорация в прошлом году создала специальное подразделение и выделила 10 млрд. долл.
Как объяснил г-н Рубен, чтобы предприятие могло претворить данную концепцию в жизнь, необходимо полностью интегрировать как внутренние, так и внешние бизнес-процессы, т. е. увязать их с партнерами, заказчиками и поставщиками. А для этого потребуются надежные и масштабируемые приложения, которые можно наращивать и модернизировать. На создание таких приложений и направлены продукты Rational, включающие средства визуального моделирования, разработки, тестирования, управления проектами и изменениями. Поскольку в основе концепции “бизнес по требованию” лежит интеграция приложений разных поставщиков, то на первый план выходит такое важное достоинство продуктов Rational, как независимость от платформ разработки: они поддерживают практически все распространенные средства создания ПО, включая Java, C++, C#, Microsoft.Net и другие объектно-ориентированные технологии. По словам г-на Рубена, IBM продолжит эту политику.
Правда, по мнению западных аналитиков, данная сделка может нарушить баланс сил между программными “сверхдержавами”. Раньше Rational, которая поддерживает применяемую IBM платформу Java и среду Microsoft.Net, как бы играла в мире ПО роль нейтральной Швейцарии. Теперь перевес оказался на стороне Голубого гиганта, так как Microsoft, не имеющая собственных мощных средств моделирования и тестирования, использовала для этих целей продукты Rational. Кроме того, аналитики считают, что благодаря этой покупке IBM обошла двух главных конкурентов на рынке серверов приложений - компании BEA Systems и Sun Microsystems. Впрочем, последняя, полагают они, может наверстать упущенное, купив фирму Borland, наиболее крупного независимого производителя средств разработки.
Любопытно, что данная сделка имеет для IBM большое значение именно в нашей стране. Как говорит Леонид Алтухов, руководитель отдела ПО в подразделении IBM по Восточной Европе и Азии, у российского рынка есть своя специфика. При покупке западных приложений (ERP, CRM и других) отечественные заказчики, как правило, сталкиваются с проблемой их адаптации под свои бизнес-процессы, а при разработке собственных систем - с задачей модернизации, которая затрудняется из-за плохой документированности. Справиться со всем этим позволят продукты Rational, включающие все необходимые средства. Таким образом, г-н Алтухов выразил надежду на рост нового направления бизнеса IBM в России, добавив, что распространяться эти продукты будут только через партнеров. В стратегии их продвижения также произойдут перемены. Раньше эксклюзивным дистрибьютором Rational в нашей стране была компания “АйТи”, а теперь IBM будет использовать свою двухуровневую партнерскую сеть по программному обеспечению, состоящую из четырех дистрибьюторов - Mont Distribution, “1С”, DNA Traiding и “Интерпрокомлан” - и партнеров второго уровня, в основном системных интеграторов. В этой сети “АйТи” будет выступать в роли интегратора. Впрочем, данные изменения, по словам г-на Алтухова, будут проводиться постепенно в пределах года.