ИНТЕРВЬЮ

Есть фирмы, которые не слишком много говорят о себе, но тем не менее их присутствие на рынке постоянно ощущается. Это как в баскетболе: хороший игрок спиной чувствует партнера в нужном месте площадки. На мой взгляд, ФОРС - одна из таких высокотехнологичных компаний. Предлагаю вашему вниманию интервью с генеральным директором этого холдинга Алексеем Голосовым.

Алексей Голосов

PC Week: О компании ФОРС нам известно не очень много, поэтому хотелось бы услышать, чем вы занимаетесь, как вы себя позиционируете на рынке и каков этот рынок.

Алексей Голосов: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на четверть века назад, потому что тогда происходили события, предопределившие мою судьбу и появление компании ФОРС. Дело в том, что после окончания МЭСИ я оказался в Институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. Уже начиная со студенческой скамьи, участвовал в семинаре известного алгебраиста профессора Цаленко, который помимо всего прочего занимался теорией баз данных и был в России одним из ведущих специалистов в этой области. У него был большой семинар - “Теория и методология проектирования информационных систем”, 30-летие семинара будет отмечаться в сентябре.

В 1982-1983 гг. у нас во ВНИИСИ сложилась команда, занимавшаяся базами данных. Там, кстати, было два направления. Одно представлял Владимир Львович Арлазаров со товарищи, они работали на ЕС ЭВМ и были известной командой. А второе направление вел отдел системного моделирования, работавший сначала на PDP, потом на VAX’ах. Его возглавлял Виктор Арчилович Геловани, сейчас уже академик. Там мы занимались задачами, связанными с базами данных, с их проектированием. И в силу моей принадлежности к этому семинару я в основном занимался проектированием реляционных баз данных. В это же время в институте принималось решение о выборе СУБД для наших внутренних работ. И вот тогда мы, посмотрев, что есть на рынке, пришли к выводу, что правильный выбор - это Oracle. Хотя никто почти ничего про нее не знал: были отдельные публикации в каких-то журналах, но система была неизвестная. Этот выбор даже был предметом серьезных диспутов, и мне некоторые сотрудники Арлазарова объясняли, что реляционные СУБД - это полная ерунда. Тогда мы и купили Oracle и несколько лет параллельно с исследовательской работой использовали ее в практических задачах. А когда представители корпорации Oracle появились на российском рынке, они стали смотреть, кто здесь есть, проводили семинары, на которых мы с коллегами несколько раз продемонстрировали свое знание технологий Oracle. В результате они собрали человек десять консультантов, семеро из них потом работали в ФОРСе. Потом решался вопрос юридической базы. Тут с компанией ЛВС появился Леонид Богуславский из Института проблем управления - опять же родственной, близкой нам по духу организации. Если бы мы с ним нашли тогда общий язык, это могла бы быть очень сильная структура. Но так сложилось, что в 1991 г. мы оставили ЛВС, образовали свою компанию ФОРС, привлекли туда практически всех людей с хорошим творческим потенциалом, которых знали еще по академическим годам, и начали самостоятельно работать в двух больших направлениях. Первое - продвижение Oracle, ее технологий и продуктов, что в начале девяностых было не такой тривиальной задачей, как сейчас. Потому что рынок еще очень мало знал про Oracle. Ее там фактически не было, и просветительская функция была очень важна.

А второе направление - это собственные разработки. Поскольку мы продвигали Oracle, стали возникать какие-то заказы. За все эти годы никаких драматических изменений в нашей жизни не происходило. Мы довольно успешно прошли все эти кризисные годы, потому что развивали различные направления: с одной стороны - продажи Oracle, а с другой - свои продукты: банковское ПО, биллинг, регистрация недвижимости, системы правового обеспечения, финансово-аналитические системы и другие заказные разработки. Плюс сопровождающие услуги, такие, как обучение, которое у нас активно развивается, консалтинг, техническая поддержка. Но при этом в компании сохранилось творческое начало, и я всячески его поддерживаю. Поэтому у нас случаются неожиданные работы - например, компиляторы. Был заграничный заказ на создание компилятора из внутреннего языка Oracle в Java. Кому-то в голову пришла идея, что, поскольку идет переход на Java, будут большие миграционные проекты. Мы создали такой инструмент под Oracle, как плагин J-development. Корпорация Oracle его сертифицировала, и сейчас рассматривается вопрос о его использовании.

Конечно, российскому рынку это совершенно неинтересно, потому что в России дешевые “мозги” и проще нанять людей, которые перепишут любую систему. На Западе это не так: там много наработанных, годами эксплуатирующихся систем. Хотя и порядка у них не сильно больше, чем в России, - это иллюзия, что у них там все есть - и документация, и все на свете. Тоже разработчиков, писавших конкретную систему, трудно потом найти, и любой миграционный проект всегда сложен.

PC Week: Чтобы было понятно читателям, расскажите, какова нынешняя структура ФОРС. Это холдинг?

А. Г.: Начиная с какого-то момента стало понятно, что компания уже сильно разрослась: в ней сейчас 350 человек. Мы стали изучать вопрос, как лучше ее устроить. Этим все занимаются, тут мы не уникальны. Сначала мы просто выделяли самостоятельные направления бизнеса, предоставляя им возможность нормально развиваться на рынке. В результате ФОРС действительно превратился в холдинг. Сейчас этот этап завершается. У нас, как и у Oracle, финансовый год кончается 31 мая, поэтому примерно с 1 июня формирование, я считаю, будет закончено. В самостоятельную структуру уже оформилось банковское направление, есть структура, которая называется “ФОРС - Центр разработки” (FDC), я являюсь еще и ее генеральным директором. Она отвечает за Oracle’овские направления, продвижение прикладных систем для всех отраслей экономики, включая сектор крупных банков с большой долей государственного участия. Есть структура, занимающаяся продвижением Oracle’овского e-Business Suite, - FORS IG (“ФОРС - Ай Джи”). В самостоятельное подразделение выделился учебный центр. Структура под названием КФС (корпоративные финансовые системы) продвигает шведский пакет для управления предприятиями IFS. Сами же эти структуры на рынке вполне самостоятельны. Это, наверное, общий путь развития многих российских компаний.

PC Week: “ФОРС - Центр разработки” - это основная компания холдинга по численности?

А. Г.: Да, основная. Сейчас в ней больше ста человек. Около двадцати - в “ФОРС - Ай Джи”, около 80 в банковском подразделении, 30 человек - в КФС.

PC Week: Поскольку сейчас большинство фирм расширяется, они “прокачивают” через себя довольно много людей. Как вы решаете кадровую проблему, каковы ваши впечатления от соискателей вакансий и от системы образования?

А. Г.: Мы имеем явные или неявные соглашения с ведущими вузами. В первую очередь это Физтех, МГУ и Финансовая академия. Сейчас работаем еще с РГГУ, там есть высокопрофессиональные и высококультурные люди, которые, я знаю, учат очень хорошо. Если они кого-то рекомендуют, значит, это достойный человек. Мы привлекаем студентов старших курсов, они работают у нас, потом происходит отсев. Тут следует разделить разработку и бизнес. С разработкой все нормально - можно без проблем найти хороших, толковых ребят. Если их правильно встраивать в технологический процесс, принятый в компании, то все замечательно. Есть, разумеется, проблема текучести кадров, потому что многие молодые люди хотят выстроить карьеру, уехать на Запад.

Хуже всего, конечно, с менеджерами проектов. Тут так просто человека из вуза не возьмешь. Мы готовим их сами: берем разработчиков, пытаемся искать на рынке. Образование и поиск кадров хотя и сходятся в одной точке, но все-таки это разные задачи.

А главный дефицит для нас - менеджеры по продажам. Потому что продажи у нас непростые, и нужен нам технологический сейлз. Здесь я больше верю в людей, которые имеют хорошую профессиональную подготовку. Трудно поверить, что человек, вчера продававший сосиски, сегодня вдруг станет продавать Oracle. Такое тоже, наверное, возможно, но у нас как-то не получалось. И дело здесь даже не только в знании нужных слов. У нас основная трудность - понять, чего хочет заказчик. Ему нужно задать правильные вопросы, услышать ответы, переварить эту информацию и потом уже что-то предложить. Человек, работающий с заказчиком, должен обладать большим набором уникальных свойств, разбираться в предметной области - может быть, и не очень глубоко. Но ему необходимы навыки системного мышления и психологическая готовность работать с заказчиком, а не доказывать свое, иногда мнимое умственное превосходство.

Наше поколение сидело в академических институтах и за государственные деньги приобретало знания в какой-то области. Получили знания, вооружились ими и пришли с ними на рынок. У тех, кто приходит в компанию сейчас, такой возможности нет. Да, им дали какие-то знания в вузе, но это далеко не те же самые знания. Нет культуры написания текстов, нет семинарской культуры. Ведь сейчас нет семинаров - их мало кто проводит. А раньше в Москве было много таких мероприятий - в одном ВНИИСИ сколько их проходило! И это была среда, где человека учили писать, думать, говорить. Да, это было тяжелое мероприятие, потому что тебя там могли с разных сторон щипать. Считаю, что надо возрождать научные семинары, и делаю все для этого. Нам нужна общая культура, и у нас есть несколько тем, которые нам интересны. Да, это не будет научно-исследовательской работой, но по крайней мере это будет место, где молодежь сможет учиться выступать, рассказывать, а не продавать.

Почему я считаю, что в России фундаментальную науку в ИТ нельзя сделать на базе академических институтов? Да потому, что очень быстро идут изменения. Это может быть только промышленная наука. Когда в исследования начнут вкладывать деньги коммерческие структуры или пулы компаний, тогда и средства будут. Либо должна быть какая-то связь, смычка между институтом и предприятием. На мой взгляд, это дело не только государства, но и ИТ-сообщества.

PC Week: Как вы относитесь к сертификации по всяким ISO и CMM?

А. Г.: Сертификация, безусловно, нужна. Но опять же следует сначала у себя внутри навести порядок. У нас есть своя система контроля качества, и сейчас мы ведем подготовительную работу для сертификации по ISO.

PC Week: Сейчас очень много говорят про открытые исходные тексты, open source. Каково ваше отношение к Linux и делаете ли вы какие-то шаги в этом направлении?

А. Г.: Oracle сейчас очень любит Linux, и мы его используем, в том числе внутри компании. Думаю, это правильное движение. Кроме того, мы делаем много проектов на Oracle под Linux. То есть эта ОС действительно пошла. Правда, сначала какие-то сомнения были. Я участвовал в обсуждениях “Linux или не Linux” в качестве “рефери на ринге”. Жизнь показала, что Linux жизнеспособен. Во всяком случае, у нас никаких проблем с Linux и Oracle под Linux не было.

PC Week: Интересно, разработка самой СУБД ведь не требует больших ресурсов. Почему не слышно про отечественные СУБД?

А. Г.: Создание СУБД - сложная задача. Здесь дело не столько в том, чтобы написать, написать-то можно, проблема в том, чтобы продукт двинулся на рынок. Основные затраты, я думаю, идут не на разработку, а на маркетинг системы. СУБД Oracle первоначально тоже писала команда из нескольких человек. Нужно учесть, что сейчас все-таки все переходят на более-менее стандартные системы. Все хотят оказаться на какой-то магистральной дороге.

PC Week: Получается, что это больше проблема доверия к вендору. Сейчас модная тема - OLAP, хранилища данных, поскольку данных накоплено много, как-то их надо обрабатывать...

А. Г.: Это, конечно, важная тенденция, и я предвижу, что будет сделан следующий шаг. Элементарные операционные задачи все уже лучше или хуже, но умеют решать. Успешно развиваются технологии хранилищ данных и инструменты аналитической обработки. Очевидный следующий шаг - создание систем интеллектуальной обработки данных и базы знаний. Менее очевидный, но более драматичный по возможным последствиям шаг - развитие Интернета как универсального решателя задач. Это направление уже сейчас финансируется американскими военными структурами. В его рамках активно создаются базы знаний в различных областях человеческой деятельности и банки вычислительных процедур. С помощью первого компонента можно построить модель интересующей области и затем просчитать ее, используя подходящую процедуру. Интернет таким образом аккумулирует знания, накопленные в различных областях деятельности.

PC Week: Зачем вам нужна партнерская сеть и как вы ее используете?

А. Г.: Партнерскую сеть мы, с одной стороны, строили под дистрибуцию СУБД Oracle. У нас есть партнеры, покупающие ее для своих заказчиков, - крупные и серьезные системные интеграторы. В процессе построения сети выяснилось, что мы хотим ее использовать не только для дистрибуции Oracle, но для продвижения своих продуктов. И тогда мы начали с ними работать по целому ряду направлений - например, проводим совместные технологические семинары. Это не совсем дистрибьюторская сеть, а скорее союзы для продвижения на рынок каких-то совместных решений. С точки зрения бизнеса важнее, на мой взгляд, превратить эту сеть в работающую структуру для продвижения интегрированных решений.

PC Week: Спасибо за беседу.