СЕМИНАРЫ
10-11 апреля в Москве прошла конференция “Электронный документооборот и документационное обеспечение управления в бизнесе”, организованная Гильдией управляющих документацией (ГУД) при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и Московской торгово-промышленной палаты. Спонсорами мероприятия выступил целый ряд ИТ-компаний (Microsoft, Xerox, Documentum, Canon, “Электронные офисные системы”), а генеральным спонсором стала Hummingbird, которая, кажется, впервые обозначилась в России напрямую, а не через местных партнеров.
В конференции приняло участие около 230 представителей бизнес-компаний и государственных учреждений, причем в этом году заметно увеличение доли регионов. Довольно большая делегация приехала из Азербайджана. Свои программные продукты продемонстрировали ведущие поставщики (ABBYY, Documentum, Hammingbird, “АйТи”, “Гранит-Центр”, Digital Design, “ИнтерТраст”, Cognitive Technologies, “Интерпроком Лан”, ЛАНИТ, НТЦ ИРМ, “Термика”, ЭОС). Стоит отметить, что многие докладчики делали акцент на концептуальные проблемы создания и внедрения систем документооборота. Безусловный интерес представляли сообщения заказчиков о реализации конкретных проектов.
Всего на конференции прозвучало более 60 докладов и сообщений. Многие из них - очень интересные, и все же, на мой взгляд, было бы полезнее ограничить круг тем, сосредоточиться на обсуждении наиболее актуальных вопросов. Информационные перегрузки чувствовались постоянно (слушателям явно не хватало времени ни на дискусии, ни на знакомство с экспонатами выставки), особенно во второй день, когда работа велась по трем параллельным секциям. Как мы уже отмечали в прошлогоднем отчете (см. PC Week/RE, № 13/2002, с. 29), конференции, проводимые ГУД, выгодно отличаются от других мероприятий аналогичной тематики тем, что здесь представлены интересы и позиции различных участников рынка - научных специалистов по документоведению, поставщиков ИТ-решений и заказчиков. Именно в ходе таких встреч четко виден водораздел между точками зрения “теоретиков” и “практиков”.
В позиции первого лагеря делается значительный акцент на проблеме разработки различных регламентирующих документов по организации документооборота (ГОСТы и пр.), без которых, по их мнению, создание эффективных автоматизированных систем просто невозможно. Все это сопровождается давними дискуссиями о том, что такое электронный документ, существует ли он вообще в отрыве от бумажного и пр.
Позиция же практиков такова: несмотря на трудности с законодательным обеспечением документооборота в нашей стране, проблемы внедрения подобных систем связаны, как правило, с недостатком воли (реальных потребностей, денег и пр.) самих организаций. Это особенно справедливо в тех случаях, когда речь идет о внутрикорпоративных системах, где многие вопросы решаются исключительно руководством предприятий.
Например, на конференции затрагивалась тема применения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Трудности тут общеизвестны, но это не мешает Центральному банку России (ЦБ) уже несколько лет использовать ЭЦП для огромного количества внутриведомственных документов. А с марта приказом по ЦБ регламентировано, что приказы и распоряжения Банка России создаются и ходят по подразделениям банка только в электронном виде. Кстати, в ходе обсуждений многие участники конференции высказывали надежду, что реорганизация ФАПСИ поспособствует либерализации порядков в области безопасности (сертификация и пр.), но это, кажется, слишком оптимистичные ожидания...
Еще одна важная тема - критерии эффективности автоматизации документооборота. Достаточно точно суть вопроса была сформулирована в выступлении консультанта Управления делопроизводства аппарата Совета Федерации Н. А. Синевой: внедрение таких систем не приводит и не должно приводить к снижению объема труда делопроизводителей! Наоборот, для них объем и напряженность работы только возрастают, а главный эффект от внедрения заключается в повышении управляемости организации.
В условиях столкновения различных позиций по проблематике документооборота особенно усиливается роль таких общественных формирований, как Гильдия управляющих документацией, в том числе в вопросе стандартизации взаимодействия различных автоматизирующих систем (эта тема также обсуждалась на конференции). Исполнительный директор ГУД Сергей Афанасьев сообщил, что конференции, проводимые гильдией, отныне станут регулярными и будут разделены на два направления:
- для бизнеса и государственных предприятий и учреждений (первая половина апреля);
- для представителей региональных органов законодательной и исполнительной власти (конец года).