РЕЦЕНЗИИ
Джамбруно М. Трехмерная графика и анимация. 2-е изд. Пер. с англ. М.: издательский дом “Вильямс”, 2002. - 640 с.
Трехмерная графика составляет весьма скромную по объему, но очень увлекательную сферу применения компьютеров. Еще несколько лет назад мы, простые смертные, могли лишь восхищаться шедеврами компьютерной анимации, которыми насыщены многие западные фильмы, но о самостоятельном создании чего-нибудь, хотя бы отдаленно напоминающего их, не приходилось и мечтать: мощности доступных по цене ПК для таких сложных задач было совершенно недостаточно. Однако благодаря закону Мура сейчас ситуация изменилась кардинальным образом: даже дешевый компьютер, который вполне по карману для большинства наших соотечественников, позволяет желающим попробовать свои силы в мультипликации, да и какой-нибудь двухпроцессорный “монстр” стоит все же меньше, чем новая “девятка”.
Рассматриваемая книга состоит из 12 глав и семи приложений.
Две первые главы - вводные. Одна из них посвящена использованию компьютерной графики вообще, другая - важнейшим теоретическим понятиям, таким, как пространство, координаты, оси, объекты, текстуры и т. п.
Третья глава описывает методы преобразования двухмерных форм в трехмерные, четвертая дополняет ее - в ней приводятся расширенные возможности моделирования.
В пятой главе обсуждается полигональное моделирование, получившее особенно широкое распространение в компьютерных играх, шестая рассказывает о текстурах, седьмая - об освещении создаваемых сцен, восьмая - об управлении камерами.
В девятой главе рассматривается анимация - то, ради чего, собственно, люди и занимаются трехмерной компьютерной графикой. Десятая глава посвящена визуализации и выводу изображений, т. е. получению почти законченного результата.
В главе одиннадцатой речь идет о создании короткометражного фильма. Кроме чисто технических моментов, таких, как монтаж сцен и добавление звукового сопровождения, приводятся советы и по разработке концепции фильма и написанию сценария.
Наконец, в заключительной, двенадцатой главе раскрываются методы поиска работы в западных компаниях, занимающихся компьютерной графикой и анимацией. Хотя для большинства наших соотечественников особого интереса она не представляет, для общего развития почитать ее стоит: все же многие приведенные в ней принципы найма на работу действуют и в других сферах бизнеса, причем не только за рубежом.
Почти все главы книги включают практические занятия для закрепления материала, только что изученного теоретически. Весьма удобно и то, что автор не “зацикливается” на каком-либо одном пакете трехмерной анимации, а ведет рассказ о методах и средствах, применимых ко всем или почти ко всем программам. Руководства, “привязанные” к конкретным продуктам, имеются на прилагаемом CD-ROM’е. На нем есть также несколько цветных иллюстраций (их черно-белые варианты приведены в книге), два эпизода из многосерийного сериала ужасов Gone Bad, примеры сценариев предварительной и заключительной анимации из игры Under Cover и другие полезные вещи.
В аннотации к изданию говорится, что оно “будет полезно как начинающим пользователям, так и опытным профессионалам”. Не знаю, как насчет второго - к этой категории я не отношусь, но для начинающих она действительно может послужить очень неплохим самоучителем.