Ресурс - средство, к которому обращаются в необходимом случае.

     Словарь С. И. Ожегова

Ни для кого не секрет, что у любого, кто создал свой Web-сайт и разместил его во Всемирной паутине, возникает естественный вопрос: “А как о нем узнают и узнают ли”? И действительно, кто и как сможет найти эту крупицу в таком глобальном объеме сведений, даже если она гениальна и по дизайну, и по содержанию? Ну ладно: друзьям можно рассказать, коллегам по работе тоже дать ссылку... Ну а дальше? Что сделать для того, чтобы ресурс не затерялся и был востребован?

В Сети, как известно, масса разнообразной информации и, наверное, никто и никогда не смог бы отыскать то, что ему нужно, если бы не поисковые системы. К их помощи, а также к помощи рейтингов и каталогов прибегают практически все пользователи. Поэтому первоначальная задача раскрутки Web-сайта состоит в регистрации именно в этих вспомогательных средствах.

Поисковые системы имеют, пожалуй, наиболее важное значение для созданного сайта - это самый прогрессивный инструмент для рекламы вашего ресурса, так как непосредственно оттуда идет наиболее качественный трафик. Работать с такой системой проще простого: пользователь заходит на главную страницу поисковика, набирает в строке запроса, к примеру в Яндексе она начинается со слов “Я ищу:”, слово или фразу, которыми, как ему кажется, может быть описан интересующий его ресурс, затем нажимает кнопку “Найти”, и система генерирует список ссылок на ресурсы нужной тематики. Если сайт зарегистрирован поисковой машиной и определен ключевыми словами, введенными пользователем, то он обязательно будет числиться в результатах поиска.

Но скорее всего сайтов на интересующую пользователя тему уже большое количество. Представим, набрал он в строке запроса какое-то ключевое слово и поисковик выдал список из, допустим, 1152 позиций. Имя вашего ресурса - под номером 1141. Каков процент того, что этот пользователь заглянет именно к вам, тем более учитывая, что, по статистике, редко кто заглядывает дальше 20-й позиции?

Просто зарегистрировать свой сайт, не проделав с ним соответствующих “процедур” заранее, - все равно что посадить тыквенное зернышко в землю и забыть (или не захотеть) его полить. Это будет чистой формальностью: посадить посадил, а вырастет или нет - не важно. В таком случае о притоке посетителей с поисковиков можно забыть. У нас задача другая: быть в результатах поиска, выдаваемых известными поисковыми машинами и каталогами по тематике данного сайта, всегда в первых рядах.

Чем чаще это будет удаваться, тем больший процент пользователей посетит ресурс, а соответственно вырастет число потенциальных клиентов.

На сегодняшний день существуют сайты, предлагающие автоматическую регистрацию (с некоторыми из них можно ознакомиться на страничке www.interproms.ru). Идея очень интересная и привлекательная. Представляете, вы всего-навсего один раз заполняете в некой электронной форме необходимые данные (название сайта, URL, контактное лицо, адрес электронной почты, краткое описание сайта, ключевые слова), и сайт автоматически регистрируется в поисковых системах, каталогах, рейтингах. Число называемых систем, где будет зарегистрирован сайт, - более 600. Цифра эта, правда, вызывает кое-какие сомнения, так как при всей схожести поисковых систем, процессы регистрации в них все-таки немного различаются. В действительности же грамотной регистрации в 15-20 поисковых системах будет вполне достаточно для реальной раскрутки сайта. На регистрацию в каждой из них уйдет не более 10-15 минут, так что имеет смысл потратить на это свое драгоценное время. Пользователь, который осуществляет поиск информации, обращается в основном к одной-двум поисковым системам. Поэтому, чтобы охватить как можно больше пользователей, необходима регистрация во всех основных поисковых системах.

Какими же путями достичь высоких позиций в результатах поиска? Как грамотно и логически верно пройти процедуру регистрации?

Поисковые серверы при поиске сайта или страницы используют информацию, хранящуюся в специальных метатегах. Но не все поисковые системы и каталоги их учитывают. Однако писать данные элементы рекомендуется всегда. Метатеги не видны при просмотре документа, но заметно увеличивают его размер. Располагаются они в HTML-коде страницы, в секции <head>...</head>. О наиболее важных тегах, которые должны быть в каждой странице сайта, речь пойдет ниже.

Title

Тег title - один из самых важных факторов для достижения высоких позиций сайта в результатах поиска. Однако при всей кажущейся простоте его использования существует множество нюансов и особенностей, которые следует знать и понимать, чтобы добиться желаемого результатов.

Этот тег представляет собой элемент HTML-кода, отвечающего за те слова, что появятся в заголовке браузера, когда пользователь будет просматривать страницу. Данные слова должны быть введены в тег title. Его синтаксис выглядит следующим образом: <html> <head> <title> Заголовок страницы сайта </title> </head> </html>

Тег title обычно является первым элементом в данной части кода, а за ним, как правило, следуют метатеги описания и ключевых слов, но большинство экспертов по поисковым системам считают, что порядковое расположение тега title в секции <head> не играет существенной роли. Тем не менее, согласно сложившейся практике, он располагается именно первым.

Все поисковые системы используют теги title для того, чтобы собрать информацию о сайте. Слово или слова, указанные в этом теге, появятся в виде ссылок на странице результатов поиска, а пользователи переходят из поисковых систем на сайты именно по ссылкам. Без сомнения, по значимости для определения позиции сайта в результатах поиска теги title можно поставить на второе место, собственно, сразу после содержания вашей страницы.

Данный элемент имеет решающее значение при определении релевантности, а следовательно, должен быть тщательно продуман и взвешен.

Релевантность - критерий, представляющий собой отношение слов запроса к тексту документа. Другими словами, это соответствие запросу. Поисковые машины рассчитывают релевантность текста, строя частотный ряд из слов. Чем чаще слово встречается в тексте, тем большую по отношению к запросу пользователя релевантность оно получает. “Взвесить” этот элемент (да и не только этот) можно с помощью любого текстового редактора, подсчитывающего количество знаков и слов в документе. Имеет смысл вписать в этот тег 1-2 keywords (ключевых слов) в начале или (и) в конце, но так, чтобы от этого не пострадали краткость и лаконичность. Это повысит релевантность оптимизируемого документа.

Keywords

Правильный выбор keywords - залог успеха для раскрутки сайта в поисковиках. Именно эти ключевые слова учитываются при поиске на многих поисковых машинах. Поэтому если уж и была потрачена уйма времени на создание и отладку сайта, то нужно не полениться и потратить еще немного на его оптимизацию. Все это пойдет только на пользу разрабатываемому ресурсу.

Метатег keywords располагается также в секции <head> обычно после тега title: <html> <head> <title>Заголовок страницы сайта </title> <meta name =”keywords” content=”Ключевые слова”> </head> </html>

Первое, с чего надо начать при разработке данного элемента, подумать над следующими вопросами:

1. О чем сайт (еще раз выразить основную тему);

2. Какими словами или (и) фразами его можно описать;

3. Какие слова могут ввести в строку запроса пользователи, если они ищут информацию о тематике данного сайта;

4. На какую аудиторию рассчитан сайт и т. п.

Важно как можно больше собрать такой информации (посоветоваться с друзьями, коллегами по работе, знакомыми - они смогут объективней ответить на эти вопросы) и приступить к ее анализу.

В зависимости от уровня конкуренции и поставленной задачи количество ключевых слов может колебаться от двух-трех до десятка. Чем на меньшее количество ключевых слов настроен документ, тем с большей частотой они могут встречаться в тексте и тем выше их релевантность.

Высокорелевантные документы ориентируются на два-три ключевых слова, каждое из которых встречается в тексте в соотношении, близком к 1/20 (5%). Keywords, встречающиеся в тексте с большей частотой, могут быть восприняты поисковыми системами как спам.

К тому же чем большую релевантность имеют ключевые слова, тем большую конкурентоспособность они придают документу. Но уровень релевантности конкурирующих ресурсов из-за ряда внешних факторов (популярность, количество внешних ссылок) может оцениваться поисковыми машинами более высоко. В этом случае необходимо использовать синонимы или слова, близкие по смыслу.

При отклонении от группы наиболее популярных ключевых слов происходит уменьшение размера потенциальной аудитории на несколько порядков (один-три).

Очень важно учитывать объем потенциальной аудитории, использующей для поиска ключевые слова, на которые настроен документ. В противном случае возможна ситуация, когда документ будет ориентирован на крайне незначительную аудиторию.

Объем потенциальной аудитории также зависит от размера фразы. Чем на более длинную фразу настроен документ, тем ниже уровень конкуренции и меньше численность потенциальной аудитории. Ориентироваться на фразу, состоящую свыше чем из четырех слов не имеет смысла - слишком мало шансов, что ее кто-нибудь наберет.

Также важно помнить, что общеупотребительные слова, например “бизнес”, “книга”, “работа”, охватывают очень большой круг пользователей Сети, и ресурсов по этим темам - масса, а значит, конкуренция будет достаточна жесткой. Менее употребительные слова (синхрофазотрон, гиростабилизатор, анафема и др.) снижают уровень конкуренции на несколько порядков, и в результате круг пользователей сужается.

Description

Данный тег представляет собой краткое описание страницы или сайта: <html> <head> <title>Заголовок страницы сайта </title> <meta name =”keywords” content=”Ключевые слова”> <meta name =”description” content=”Краткое описание страницы”> </head> </html>

Для пользователя это очень удобно - он должен знать, что увидит на сайте, если перейдет на этот документ по ссылке, предлагаемой поисковиком. Для этого некоторые поисковые серверы (не поддерживающие description) выдают краткую аннотацию искомой страницы (150-200 символов). Параметры keywords и description неразрывно связаны между собой, и подбирать их отдельно друг от друга довольно затруднительно. Дело в том, что те поисковики, которые поддерживают description при определении релевантности, рассчитывают содержание ключевых слов, введенных в форму поиска пользователем, в процентном виде. То есть и keywords, и description должны быть оптимально подобраны друг для друга. В этом параметре важно соблюсти четкость, конкретность.

Про тщательную проработку текста странички, я думаю, даже не стоит говорить. Как уже указывалось выше, поисковики используют текст для определения релевантности, а некоторые из них выводят его в описании сайта. Каким образом составлять текст? Во-первых, он должен быть осмысленным и хорошо продуманным. Во-вторых, методы маскировки типа “белым по белому” здесь не подойдут. Многие поисковые системы моментально вычислят этот прием и отнесут такой сайт к рангу “подозрительных”. Текст должен быть правильно отформатирован с использованием H1, H2 и т. д. Поисковики индексируют слова с учетом и этих параметров. Например, Homo Sapiens имеет большую релевантность, чем Homo Sapiens.

В этот тег надо помещать максимально много ключевых слов. Причем они должны быть составлены в предложения, так как выданный поисковиком текст, представляющий собой несвязный набор ключевых слов, смотрится довольно нелепо. Существует вероятность того, что это негативно скажется на потенциальном клиенте. Наиболее важные ключевые слова нужно разместить в начале описания, как можно ближе друг к другу, но не рядом.

Индекс цитирования

Один из вариантов раскрутки сайта - это его регистрация в каталогах-рейтингах.

В Рунете наиболее известными являются три каталога-рейтинга: Rambler’s Top100, Yandex.ru, Aport.ru. Зарегистрироваться в них можно со страничек: www.rambler.ru/doc/add_site_form.shtml; www.yandex.ru/addurl.html; catalog.aport.ru/rus/reg/add.ple соответственно. Высокие позиции в этих каталогах-рейтингах могут принести ресурсу не одну сотню новых посетителей в день.

Сайты в Rambler’s Top100 сортируются (по умолчанию) по количеству посетителей заглавной страницы. Чем выше посещаемость вашего сайта, тем выше его позиции в этом рейтинге. Можно сказать, что если на сайте побывало менее тысячи посетителей в день, то рассчитывать на успех практически не приходится.

С каталогами Yandex.ru и Aport.ru дело обстоит иначе. При обращении к этим поисковым системам одним из главных критериев, используемых при сортировке документов в результатах поискового запроса, является индекс цитирования. На верхних позициях в данных рейтингах оказываются сайты, имеющие наибольшее значение этого показателя.

Индекс цитирования - это количество ссылок на ценную информацию, расположенную на другом сайте или иначе - показатель известности ресурса в Интернете. Повышение индекса цитирования означает рост известности ресурса, что влечет за собой увеличение числа потенциальных клиентов.

В случае с каталогами Yandex.ru и Aport.ru посещаемость сайта в принципе не имеет большого значения. Когда документ настолько интересен и полезен, что авторы других сайтов с удовольствием на него ссылаются, можно с уверенностью сказать, что индекс цитирования данного ресурса будет расти, а рейтинг сайта в каталогах Aport.ru и Yandex.ru будет повышаться.

Если сложится определенный круг постоянных посетителей, то, как следствие, этот ресурс будет повышать свой рейтинг уже и в Rambler’s Top100.

Рост индекса цитирования и регистрация сайта в каталогах и рейтингах выводят сайт на более высокие позиции в результатах запросов поисковых систем.

Улучшить этот показатель можно двумя путями. Первый - это, конечно, создание интересного контента, тогда потенциальные клиенты с удовольствием разместят на своем ресурсе ссылку на ваш сайт. Второй - искусственное повышение индекса цитирования и обмен ссылками. Можно оставлять ссылки на свой ресурс на разных досках объявлений, в форумах. Но поисковики зачастую не обращают внимания на такие ссылки (многие форумы, доски объявлений и другие подобные ресурсы Сети содержатся в их базе данных, и они запрограммированы обходить таковые стороной). Обмен ссылками типа “А” ссылается на “В”, а “В” - на “А” также бесполезен. Подобный подлог поисковые машины вычисляют без особого труда, и в данном случае они или не учитывают эту ссылку вообще, или считают ее уровень ценности очень низким.

Самая простая схема обмена ссылками следующая. Сайт “А” посылает ссылку на “В”, “В” - на “С”, а “С” - на “А”. В качестве отдельных сайтов здесь могут выступать группы.

Существуют и другие, более сложные методы обмена ссылками, принципы которых схожи с принципами построения финансовых пирамид.

Не рекомендуется размещать более шести-семи ссылок на странице, так как при этом их ценность начинает снижаться (здесь имеются в виду внешние ссылки). Ссылка считается тем более ценной, чем выше индекс цитирования сайта, с которым вы совершаете обмен. Но сайт этот не должен находиться на бесплатном сервере. Такие ссылки, как правило, поисковый робот игнорирует. Но, к примеру, в Яндексе они могут быть учтены, если эти ресурсы зарегистрированы в данной системе.

Тонкостей и трудностей в раскрутке сайтов очень и очень много. Ведь поисковых машин, каталогов и других подобных ресурсов сегодня существует внушительное множество, и все они индивидуальны по-своему. Их требования со временем деформируются, ужесточаются, и тогда найти общий подход к раскрутке ресурса становится просто нереально. В этом деле, как и в любом другом, важно знать принцип действия и экспериментировать, используя корреляцию банальности и неординарности.