“Электронная Россия”: слово и дело
КОНФЕРЕНЦИИ
Обилие всевозможных форумов и круглых столов, посвященных программе “Электронная Россия” (ЭР), свидетельствует о том, что она либо продвигается вперед семимильными шагами, либо не может продемонстрировать никаких иных результатов. У тех, кто был на прошлогодней ноябрьской конференции “Региональные и муниципальные проекты Электронной России”, а в конце апреля посетил вторую межрегиональную конференцию “Электронная Россия в регионах”, как и у меня, мог возникнуть эффект дежа-вю.
В выступлении руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития РФ Церена Церенова приводились знакомые тезисы о важности информатизации страны, о необходимости ее методологической координации, о желаемой консолидации государственных информационных ресурсов и т. д. Самому министерству при этом отводится “системообразующая роль в процессе экономико-социальных преобразований”. Оно также должно будет апробировать предлагаемые решения.
Конечно же регионы приступили к информатизации задолго до старта “Электронной России”. Как рассказал руководитель ИТ-департамента правительства Саратовской области Александр Ульянов, у них первые крупные проекты были запущены еще в 1997 г. Некоторые из них хорошо вписываются в список приоритетов “Электронной России”, но, думается, они выполнялись бы даже в том случае, если бы подобной программы не существовало вообще. Во всевозможных же отчетах их теперь можно смело включать в мероприятия целевой программы. Характерный штрих: описывая один из первых проектов областного масштаба, г-н Ульянов указал, что он позволил создать то, что сегодня принято (вероятно, в Минэкономразвития) называть “единым информационным пространством”.
С докладами, посвященными развитию ИКТ в своих регионах, выступили также представители Московской, Пермской, Тюменской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. В каждом из них в меру имеющихся сил и средств ведутся работы, признанные приоритетными в рамках ЭР, и отчет о них, несомненно, необходим как самим исполнителям, так и их коллегам из других регионов: все полезное будет внимательно проанализировано и использовано в дальнейшей деятельности. Но где же тут координирующая роль ЭР и Минэкономразвития? Все это скорее напоминает механизм перекрестного опыления. Однако вряд ли с его помощью можно создать единые электронные административные регламенты, консолидировать государственные информационные ресурсы, находящиеся сегодня под контролем различных ведомств, принять необходимые законы и стандарты, формализовать интерфейсы и т. д.
Если еще какое-то время указанные проблемы (и многие другие) будут по-прежнему лишь обсуждаться, но не решаться, авторитет ЭР, и без того подорванный непонятным финансированием целевой программы, опустится на недопустимо низкий уровень, что конечно же не пойдет на пользу делу. Может быть, для начала стоит ограничить поток повторяющих друг друга форумов, чтобы не порождать ни у кого беспочвенных надежд?