ОБЗОРЫ

К такому выводу пришла аналитическая компания CIMdata (www.cimdata.com), занятая маркетинговыми исследованиями в области управления информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла (Product Lifecycle Management, PLM). Как подчеркивают аналитики, рост спроса, продолжающийся даже при наблюдающемся спаде мировой экономики, доказывает, что предприятия признали важную роль этой технологии в достижении успеха в условиях высокой конкуренции.

Согласно CIMdata, рынок PLM состоит из двух сегментов - средств САПР (системы автоматизированного проектирования, CAD; конструирования, CAE; производства, CAM и т. д.) и систем для коллективной работы с инженерными данными (Collaborative PDM, cPDM). В 2002 г. объем продаж в области PLM вырос исключительно благодаря популярности cPDM: за год этот сегмент увеличился на 8% и достиг 4,2 млрд. долл. По прогнозу CIMdata, в ближайшие пять лет сектор cPDM будет расти в среднем на 17% в год и к 2007 г. достигнет 8,2 млрд. долл. В области САПР также прогнозируется рост, хотя и более скромный: 3% в год. В результате объем мирового рынка PLM увеличится с 14,4 млрд. долл. в прошлом году до 20 млрд. долл. в 2007-м. (рис. 1).

Рис. 1. Мировой рынок PLM

Анализируя причины такой положительной динамики в области cPDM, специалисты пришли к выводу, что основной вклад приходится на долю услуг: в прошлом году их объем вырос на 16%, в то время как поставки ПО (продажи новых лицензий) на 7% сократились (рис. 2). Как считают в CIMdata, это указывает на то, что предприятия продолжают внедрять некогда приобретенные решения и расширять их возможности.

Рис. 2. Мировой рынок cPDM

Направления развития

CIMdata делит рынок cPDM на три сегмента: комплексные системы, интеграция/консалтинг и специализированные продукты. Больше половины приходится на первый сегмент. За минувший год доля поставщиков комплексных систем (EDS, PTC, SAP, IBM/Dassault, MatrixOne и др.) увеличилась с 54 до 56%. Причина такого роста, по мнению CIMdata, состоит в активности производителей. Например, в прошлом году они стали предлагать пакетные решения, предназначенные для отдельных отраслей, - внедрить их можно гораздо быстрее и дешевле, чем универсальные продукты. Благодаря этому cPDM-системы стали более доступны для предприятий малого и среднего бизнеса. Это очень важно с точки зрения привлечения новых пользователей. Ведь сейчас именно небольшие компании стали основной движущей силой развития рынка, так как сектор крупных корпораций уже практически насыщен и поделен между “китами” индустрии.

Доля независимых консультантов и системных интеграторов (Accenture, Deloitte, T-Systems, Rand Worldwide и т. д.) за год также выросла на 2% и составила 28%. Компании, работающие в этой области, расширили сотрудничество с поставщиками комплексных систем и выдвинули ряд инициатив, призванных подстегнуть спрос на PLM-решения. Сегмент специализированных продуктов, в котором действуют Cimage Novasoft, Documentum, FileNET, Tecnomatix, Cimmetry и др., хотя и сократился на 4%, тем не менее продолжает развиваться благодаря появлению новых технологий. Так, в прошлом году поставщики начали выпускать дополнения к PLM-решениям, предназначенные для обеспечения целостности данных, интеллектуального резервного копирования, интеграции баз данных, совершенствования передачи цифровой информации. Некоторые предлагают инструменты для расширения возможностей комплексных PLM-систем. Завоевали популярность средства планирования и моделирования производства (Manufacturing Planning and Modeling, MPM): в этой области ведущие позиции занимают компании Dassault, EDS, Polyplan и Tecnomatix.

Лидеры рынка

При определении ведущих игроков аналитики CIMdata постарались учесть все доходы поставщиков, полученные как по прямым каналам, так и через реселлеров и интеграторов. В области cPDM первое место, как и в 2001 г., заняла EDS PLM Solutions, а далее следует альянс IBM/ Dassault, следом компании SAP, PTC, MatrixOne и др. (рис. 3). Как видно на диаграмме, обоим чемпионам - EDS и IBM/Dassault - основной доход дают услуги. Дело в том, что они имеют мощные сервисные подразделения, которые обслуживают пользователей независимо от того, у какого поставщика они приобрели тот или иной продукт.

Рис. 3. Лидеры рынка cPDM в 2002 г.

Что касается всего рынка PLM, то здесь вперед вырвался альянс IBM/Dassault. Одна из особенностей этой отрасли состоит в том, что полный набор PLM-продуктов, включая инструменты CAD/ CAM/CAE и cPDM-системы, поставляет лишь небольшая группа вендоров. И хотя многим из них основной доход до сих пор приносит САПР, доля cPDM растет и постепенно становится доминирующей (рис. 4).

Рис. 4. Лидеры рынка PLM в 2002 г.

Чтобы удержать ведущие позиции, лидеры рынка развернули в минувшем году активную деятельность. EDS добилась значительных успехов в деле интеграции продуктов компаний SDRC и Unigraphics, купленных в 2001-м. Выпустив год назад пакет Unigraphics NX, компания начала объединение систем Unigraphics и I-Deas, рассчитанное на несколько лет. Кроме того, чтобы скомпенсировать падение продаж новых лицензий путем увеличения дохода от услуг, она постаралась привлечь к обслуживанию заказчиков PLM-решений не только EDS PLM Solutions, но и другие свои подразделения, а для расширения функциональных возможностей продуктов CAM/MPM заключила стратегическое соглашение с Tecnomatix. По мнению CIMdata, EDS предлагает один из наиболее полных наборов продуктов PLM. Удерживая ведущее положение в автомобильной и аэрокосмической промышленности, эта фирма начала разрабатывать специализированные решения и для других отраслей, включая высокие технологии и производство потребительских упакованных товаров.

Компания Dassault Systemes стала единственным лидером рынка PLM, добившимся в прошлом году роста продаж новых лицензий. При этом наиболее быстро у нее росла доля cPDM-продуктов (Enovia и Smarteam). По оценке аналитиков, продуктовый портфель этой фирмы является одним из самых всеобъемлющих: он включает PLM-решения не только для крупных, но и для малых и средних предприятий. Чтобы повысить доход от услуг, Dassault расширила круг стратегических партнеров: сохраняя традиционные связи с IBM, она заключила новое соглашение с крупным системным интегратором Rand Worldwide.

IBM продолжает уделять направлению PLM огромное внимание. Важную роль в этом сыграла прошлогодняя покупка консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers Consulting (PwCC). Благодаря этому корпорация намного разнообразила набор PLM-услуг. Следует отметить еще одно значительное прошлогоднее событие - приобретение Matra Datavision, дочерней компании EADS Group. Эти покупки расширяют возможности сервисного подразделения IBM, которое раньше в основном занималось продуктами Dassault, и упрочивают позиции Голубого гиганта в части поддержки программных PLM-продуктов различных поставщиков.

Расширением портфеля PLM-решений занималась в прошлом году и SAP: основное внимание ею уделялось продуктам для обрабатывающей отрасли промышленности; кроме того, были предложены PLM-системы для менеджмента услуг и управления техническим обслуживанием. Продолжалось развитие партнерской программы, направленной на продвижение решений mySAP PLM. И хотя в 2002-м доход от продажи новых лицензий у корпорации тоже упал, потери удалось скомпенсировать за счет увеличения поступлений от поддержки ПО и услуг.

У PTC 2002-й был трудным годом - сократились продажи новых лицензий и на САПР, и на cPDM. В ответ на это компания предприняла ряд активных действий. Она наращивала функциональные возможности cPDM-системы Windchill, предлагая специализированные решения на ее основе, выпустила новую версию САПР Pro/Engineer под названием Wildfire с обновленным пользовательским интерфейсом и встроенными средствами коллективной работы, занималась совершенствованием партнерской программы, направленной на привлечение новых реселлеров и интеграторов для увеличения доли рынка, и представила план развития в области PLM на несколько лет.

У MatrixOne минувший год также выдался нелегким: поступления от прямых продаж упали. Однако компания и раньше основной доход получала благодаря партнерам, а в 2002-м эта доля еще больше выросла. MatrixOne продолжала выпускать для партнеров законченные “коробочные” продукты, которые завоевали популярность у пользователей, а также начала предлагать отраслевые решения для автомобилестроения, высоких технологий и производства потребительских упакованных товаров.

PLM - не роскошь, а средство выживания

Рассматривая развитие рынка PLM в историческом ключе, президент CIMdata Эд Миллер отметил, что в 90-е годы организации, стараясь повысить эффективность своей деятельности, вкладывали средства в системы управления ресурсами предприятия (ERP). Однако в начале нынешнего столетия они обратили внимание и на другое деловое ПО, которое способствует росту производительности труда, например на системы управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM) и поставщиками (SCM). Поскольку именно PLM поддерживает взаимодействие между САПР, ERP, CRM, SCM и другими корпоративными информационными системами, спрос на эту технологию резко вырос. Ведь для того чтобы добиться успеха в условиях жесткой конкуренции, нужно уметь быстро выпускать в продажу новаторские продукты, а их, как правило, кооперативно разрабатывает несколько предприятий. Эффективно организовать такое сотрудничество невозможно без применения специальных средств. “В настоящее время PLM уже не просто обеспечивает конкурентное преимущество, а является необходимым условием для выживания”, - считает Эд Миллер.