По оценке аналитической компании CIMdata (www.cimdata.com), спад на рынке CAM продолжается. В 2002 г. мировой объем продаж ПО и услуг в области автоматизированного производства (Computer-Aided Manufacturing, CAM) составил 1,06 млрд. долл . - на 6% меньше, чем в 2001-м (1,13 млрд. долл.). Таким образом, рынок сокращается третий год подряд (см. диаграмму). Однако в этом году, по прогнозу аналитиков, положение улучшится и объем рынка вырастет на 4,2%.
Мировой рынок CAM в 2002 г.
Впрочем, в прошлогоднем прогнозе они тоже обещали рост на 7,4%, но ошиблись (см. PC Week/RE, № 27/2002, с. 15). Причина в том, что ожидаемое оживление производственной деятельности в США и Европе пока не наступило. Это непосредственно влияет на ситуацию в области CAM. Ведь данный рынок, по словам вице-президента CIMdata Алана Кристмена, в значительной мере зависит от общего состояния экономики, устойчивости промышленного сектора и объема расходов на высокие технологии. Напомним, что системы автоматизированного производства, выполняющие подготовку управляющих программ для станков с числовым программным управлением, широко применяются именно на производственных предприятиях. Общий экономический спад, который начался в середине 2001 г. и продолжался на протяжении всего прошлого года, вызвал сокращение производственной деятельности в развитых странах мира. Например, только в первой половине 2002-го производственные инвестиции сократились на 2,9% в США, на 6,4% в Германии, на 6,2% в Японии и на 3,3% в Италии. В результате крупные международные корпорации автомобильной, авиационной и других отраслей уменьшили расходы на покупку новых продуктов. Это привело к сокращению выпуска пресс-форм и штампов, на которые приходится более половины продаж CAM. Кроме того, в прошлом году в США было продано на треть меньше автоматизированных станков, чем в 2001 г., что естественно вызвало падение спроса на системы автоматизированного производства, предназначенные для управления этими станками. И, наконец, в 2002 г. большинство предприятий снизили свои расходы на ИТ, в том числе и на продукты CAM.
Что касается лидеров рынка, то ими стали компании EDS, CNC Software, Open Mind Technologies и альянс IBM/Dassault Systemes, которые победили по различным критериям. Так, EDS и IBM/Dassault заняли первое место по объему продаж ПО и услуг, только EDS - по доходу, полученному самой компанией: 109 млн. долл., а IBM с Dassault - по оплате конечными пользователями: 127 млн. долл (сюда входит доход производителя, его партнеров и реселлеров). CNC стала чемпионом по числу проданных рабочих мест - около 4 тыс. промышленным предприятиям и более 3 тыс. образовательным учреждениям. А немецкая фирма Open Mind оказалась наиболее быстро растущим поставщиком продуктов CAM: за год ее оборот вырос на 17,9%.
В отношении ближайшей перспективы аналитики проявляют сдержанный оптимизм, ожидая, что во второй половине нынешнего года и в первой половине следующего на рынке CAM начнется постепенное оживление. Сбудется это или нет, во многом зависит от состояния мировой экономики, активности производственного сектора и стабильности международной обстановки. Если все сложится благоприятно, то опять появятся причины, которые стимулировали спрос на CAM в прошлом. В числе таких причин аналитики называют:
давление со стороны инвесторов. От производителя постоянно требуется повышение дохода, маржи и прибыли;
ожидания потребителей. Заказчики предпочитают продукты, которые соответствуют их конкретным требованиям, т. е. имеют более широкие функциональные возможности, стоят дешевле и поступают в продажу быстрее;
глобальная конкуренция. Обострение конкурентной борьбы заставляет производителей повышать степень автоматизации производства и применять самое современное аппаратное и программное обеспечение;
ускорение разработки продукции. Чтобы сократить цикл разработки, необходимо более интенсивно применять числовое программное управление для производства самих продуктов, а также соответствующих инструментов, пресс-форм и штампов;
сокращение количества деталей в сборке. Уменьшение числа деталей в сборке повышает их сложность, а следовательно, и сложность числового программного управления;
эстетика. Чтобы выделить свой продукт, производитель старается улучшить его внешний вид. Для этого приходится выполнять моделирование сложных деталей произвольной формы и, стало быть, использовать более развитые средства подготовки программ числового управления;
новые методики. Для применения новых методик, таких, как виртуальное производство, коллективная работа, совместное проектирование, управление поставками и проектирование для повышения возможностей производства, необходимы усовершенствованные технологии производства.
повышение сложности производства. Постоянные изменения технологии и рост сложности конструкции станков и производственных процессов требуют применения все в большей степени числового программного управления.