КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Месяц назад, завершая весеннюю подборку материалов по проектам внедрения систем документационного обеспечения управления (СДОУ), мы обещали вскоре вернуться к этой теме, чтобы рассмотреть некоторые вопросы, оставшиеся "за кадром" (см. PC Week/RE, N 13, 14, 16-17/2003). Выполняя обещанное, в этом номере мы поговорим об информационных системах государственного масштаба и о состоянии дел в сфере государственного и общественного регулирования в области ДОУ, а в следующем - познакомим читателей с рекомендациями экспертов по выбору и внедрению тиражных систем этого класса.
Прорыв в госорганы
Особенность государственных структур (от Совета Федерации и Госдумы до различных министерств и ведомств), как мы уже не раз подчеркивали, заключается в том, что их деятельность, как правило, не ориентирована на бизнес-цели (заключающиеся в том, чтобы заработать как можно больше денег). Перед ними стоят другие задачи: контроль за исполнением законодательных документов, за оперативностью реакции на обращения и жалобы граждан, за правильностью расходования государственных инвестиций и своевременностью уплаты налогов. Автоматизированные СДОУ справедливо рассматриваются в этих случаях как привлекательная основа для построения информационных комплексов, направленных на решение перечисленных задач. Недаром же за последние пару лет существенно выросло количество проектов по автоматизации делопроизводства в государственных структурах, а с развитием ФЦП "Электронная Россия" их число, вероятно, будет увеличиваться и дальше.
С июля 2001 г. в центральном аппарате Министерства по налогам и сборам РФ (в общей сложности в МНС работает более 180 тыс. человек) ведется промышленная эксплуатация системы электронного документооборота, построенной на основе разработанного в компании "АйТи" (www.it.ru) программного продукта "БОСС-Референт". В 2002 г. в МНС был завершен пилотный проект "СЭД-Регион". Сегодня системой охвачен центральный аппарат МНС и 11 региональных управлений министерства (1500 рабочих мест). Кроме того, по итогам пилотного проекта принято решение о полномасштабном внедрении СЭД в течение 2003 г. во всех управлениях МНС по субъектам РФ, в межрегиональных инспекциях по федеральным округам, межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Можно ожидать, что в результате будет создана крупнейшая в России территориально-распределенная СЭД, охватывающая 96 структурных подразделений МНС РФ во всех регионах РФ.
В том же 2002 г. компания ЭОС (www.eos.ru), имеющая сильные позиции в правительственных структурах (ею был автоматизирован документооборот в Госдуме, Совете Федерации, Федеральной службе налоговой полиции и других госучреждениях), на основе системы "Дело" создала единую систему автоматизации делопроизводства и документооборота Республики Башкортостан (более 685 рабочих мест в 102 организациях); аналогичные проекты были осуществлены в администрациях Московской области (см. PC Week/RE, N 13/2003, с. 34), Мордовии, Алтайского края и Липецкой области.
В строительном комплексе Москвы работает своя интегрированная ИС, построенная на основе СДОУ "Золушка" (разработка НТЦ ИРМ). О ней мы рассказываем в статье, приведенной ниже. И это далеко не полный перечень благополучных проектов по созданию автоматизированных СДОУ в госструктурах.
Подчеркну, что масштабные системы такого уровня - это всегда тиражно-заказные решения, когда на основе систем-конструкторов, к коим относится подавляющее большинство тиражных СДОУ, проводятся серьезные доработки под требования заказчика. Чем более гибкой и развитой является программная платформа, на которой базируется система, тем быстрее и эффективнее они осуществляются.
За баланс интересов и профессиональную интеграцию
Зрелость любого рынка, как известно, не в последнюю очередь определяется наличием на нем общественных организаций, оказывающих благотворное влияние на деятельность его игроков. В этом смысле можно утверждать, что российский сегмент СДОУ уже вполне созрел, коль скоро на нем более двух лет функционирует некоммерческое партнерство, именуемое Гильдией управляющих документами (www.gdm.ru) и ныне объединяющее "документоориентированных" частных лиц и около 10 фирм-разработчиков СДОУ. Помимо разнопланового лоббирования интересов участников (дважды в год гильдия, к примеру, проводит конференции по технологиям делопроизводства: весной для коммерческих структур, осенью-зимой - для органов власти) она занимается и решением технологических проблем, общих для всех ее членов. Так, примерно полтора года назад была создана инициативная группа, отвечающая за разработку технического задания на унифицированный интерфейс, через который могли бы интегрироваться существующие решения отечественных разработчиков в области СДОУ. Стимулом к такому начинанию, думаю, послужила активизация работ в рамках ФЦП "Электронная Россия", где предусмотрены лоты и на системы электронного документооборота. Так вот, дабы у счастливых обладателей лотов не было соблазна "выкидывать" другие работающие СДОУ из крупных госструктур (а взаимодействие между разными организациями они обеспечить все же обязаны), и была выдвинута идея с интерфейсом. В случае его появления снизится вероятность централизации и перехода к единой государственной СДОУ, сохранится разумное разнообразие. Ожидается, что к концу нынешнего года ТЗ на интерфейс примет свои окончательные формы; между тем, не дожидаясь этого момента, большинство разработчиков уже довольно далеко продвинулось в создании "переходников" для своих систем.
Несмотря на существование гильдии, работающей на общественных началах, никто не отменял законодательное регулирование организационно-распорядительной документации во избежание управленческой неразберихи в государственном масштабе. Об изменениях в ГОСТ Р 6.30-2003, вступающем в силу с июля, рассказывает в нашей подборке (см. с. 21) Михаил Васильевич Ларин, директор ВНИИДАД (www.vniidad.ru).