АНАЛИЗ ДАННЫХ

Одна из главных тенденций в области анализа данных (BI, Business Intelligence) - это переход от разрозненных специализированных продуктов к интегрированным многоцелевым аналитическим комплексам или платформам, основными функциями которых являются формирование запросов к базам данных и отчетов (Query&Reports), применение для анализа OLAP, Data Mining, статистических и других функций, доставка отчетов с результатами анализа потребителям (подробнее об аналитических платформах и их эволюции см. PC Week/RE, N16-17/2003, с. 48-49). На мировом рынке представлено несколько десятков таких платформ с различной реализацией основных и дополнительных функций, поэтому провести их сравнение и выбрать оптимальное для своей организации решение не так-то просто.

По оценкам Gartner Group и других исследовательских компаний, в число наиболее развитых в функциональном отношении и эффективных в применении аналитических платформ входит MicroStrategy 7, разработанная одним из мировых лидеров этого рынка фирмой MicroStrategy (www.MicroStrategy.com).

Архитектура платформы MicroStrategy 7

Попытки (не очень удачные) продвижения продуктов MicroStrategy в СНГ предпринимались еще в 90-е годы. Но вот в декабре 2001-го компания S&T International (www.snt.com.ru) заключила с нею реселлерское соглашение, а в нынешнем марте она стала дистрибьютором этой фирмы на российском рынке.

В конце мая в офисе S&T International прошел семинар, посвященный продуктам MicroStrategy, на котором с обзором их возможностей выступил Мариуш Ковнацки, менеджер отделения компании по Восточной Европе.

В MicroStrategy 7 предлагается около 200 аналитических функций, а также развитые средства управления, администрирования и обеспечения безопасности. В качестве источников данных можно использовать все основные реляционные и многомерные БД, для генерации отчетов предусмотрено множество шаблонов, в том числе для анализа финансов, продаж, цепочек поставок (SCM), отношений с клиентами (по сути, это готовые приложения) с удобными средствами их адаптации к конкретным потребностям пользователей. С помощью набора интерфейсов прикладного программирования (API) разработчики приложений могут расширять функциональные возможности платформы.

Microstrategy 7 широко используется в мире на предприятиях различных отраслей, причем от 30 до 60% ее продаж осуществляют компании - системные интеграторы и консультанты.

Главная технологическая особенность этого продукта, которая, видимо, и определила в целом его своеобразие, - это, пожалуй, наиболее быстрый и эффективный доступ к реляционным базам данных среди всех аналитических платформ. Такой результат достигнут благодаря изощренной технике формирования SQL-предложений к базам данных: на основе одного запроса пользователя формируется серия SQL-предложений с учетом особенностей диалектов SQL различных СУБД; при этом максимально задействуются возможности сервера баз данных. Применяется также многоуровневое кэширование в MicroStrategy Intelligence Server - центральном продукте платформы (см. рисунок).

Эффективный доступ к реляционным базам данных в MicroStrategy 7 позволил, в частности, создать, по мнению многих экспертов, лучшую в отрасли реализацию ROLAP (Relational OLAP - OLAP над реляционными базами данных, включая базы данных OLTP).

Превосходство продуктов MicroStategy в доступе к исходным данным наиболее очевидно при работе с большими и сверхбольшими БД, применение которых характерно для крупных организаций. А в таких организациях, как правило, немало сотрудников, работающих с отчетами и результатами анализа, поэтому фирме MicroStrategy пришлось продумать эффективную систему их доставки широкому кругу пользователей через Web-браузер, электронную почту и порталы. Фирма реализовала "тонкий" клиент на основе Web-браузера, функционально эквивалентный "толстому", с использованием DHTML (и без применения ActiveX или Java-аплетов).

Поэтому в настоящее время позиции MicroStrategy 7 наиболее сильны в больших организациях с многочисленными потребителями аналитической информации (см., например, на www.survey.com результаты OLAP Servey 2, по данным проведенного в октябре 2002 г. исследования по изучению характера использования OLAP-средств в различных компаниях).

Таким образом, основное, что выделяет MicroStrategy 7 среди других платформ, - это масштабируемость. Организация, начав работу с небольшими базами данных и несколькими пользователями, в дальнейшем может перейти к обслуживанию тысяч пользователей, работающих с терабайтами исходной информации.

В беседе с корреспондентом PC Week/RE г-н Ковнацки сообщил, что на регион EMEA (Европа, Средний Восток и Африка) приходится около трети мировых продаж компании. Восточная Европа для MicroStrategy - это еще не освоенный рынок, где ее продукты проданы примерно в 100 организаций. По мнению г-на Ковнацки, в России основными конкурентами MicroStrategy 7 являются аналитические платформы фирм Business Objects, Oracle и Microsoft.

Виктор Сакович, руководитель направления MicroStrategy в S&T International, отметил, что уже немало российских компаний столкнулось с проблемой масштабируемости, в целом растет понимание ее важности, и это является одной из причин роста интереса к MicroStrategy в России и странах СНГ. В настоящее время на этой платформе работают аналитические подразделения Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан, а также крупнейшей на Урале аптечной сети "Леко". Пилотные проекты на ее базе реализует ряд российских предприятий и организаций финансового сектора, телекоммуникаций, государственного сектора и промышленности. Быстро развивается партнерская сеть по продвижению технологий MicroStrategy, насчитывающая уже более 10 партнеров в разных регионах России и стран СНГ. Особенно преуспел в этом деле производственный центр Datagy компании "Диасофт", который уже предлагает банкам аналитические приложения на основе этих продуктов. Обратили внимание на MicroStrategy и крупые системные интеграторы.

Похоже, "лед" с продвижением продуктов MicroStrategy в СНГ "тронулся".