ОБУЧЕНИЕ
Где можно выучиться на директора? Ну хотя бы на директора информационной службы - CIO (Chief Information Officer)? До недавнего времени - нигде. В ноябре 2001 г. школа ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ (www.itmane.ru) совместно с компанией "АйТи" объявила об открытии подобной специализации, но о результатах этой инициативы ничего не сообщалось. И вот состоялся выпуск первой группы CIO.
Из 20 поступивших до финиша добрались 16 человек. По словам руководителя школы ИТ-менеджмента Ирины Рогожкиной, несмотря на высокий конкурс (1,5-3 человека на место) и серьезный предварительный отбор слушателей, в среднем по всем специальностям (есть еще потоки по подготовке менеджеров проектов и бизнес-аналитиков) отсев составляет 15-17%. Столь строгий подход к репутации учебного заведения вызывает еще большее уважение, когда узнаешь, что каждый слушатель приносит школе 7870 долл. (за один учебный год вечерней или за два - заочной формы обучения). По двум другим упомянутым специальностям стоимость несколько ниже - 4900 долл.
В АНХ действует шестнадцать бизнес-школ, которые в отличие от привычных факультетов в хозяйственном отношении полностью самостоятельны. Одной из них является школа ИТ-менеджмента, не получающая никакого дополнительного финансирования. Такая ситуация объективно побуждает снижать затраты, но сделать это без ущерба для качества читаемых курсов невозможно. Как рассказала г-жа Рогожкина, для раскрытия ряда тем междисциплинарного характера приходилось привлекать специалистов высшей квалификации из таких известных ИТ-компаний, как Microsoft, SAP, Oracle, IBS, ЛАНИТ, "Форс", "АйТи". Не случайно сегодня "АйТи" уже не фигурирует в качестве соучредителя данной учебной структуры: все вендоры и поставщики решений приглашаются к участию на равных условиях.
Трудно себе представить, как можно удовлетворить запросы группы, включающей и ИТ-специалистов, и опытных управленцев: то, что для одних - повторение азов, другим может показаться высшей мудростью. Пока что, по-видимому в силу специфики нашей страны, подавляющее число слушателей - "айтишники", и данная проблема не стоит столь остро, однако, думается, следовало бы на будущее иметь в арсенале две учебные программы, рассчитанные на эти две категории студентов.
Конечно, выучиться на CIO очень заманчиво, но следует отдавать себе отчет в том, что директор информационной службы - это вовсе не руководитель корпоративного вычислительного центра. Основное отличие определяется той ролью, которую он играет в управлении бизнесом своей фирмы. Если начальник ВЦ отвечает за функционирование технологической инфраструктуры, то цель, стоящая перед CIO, - сделать ИТ неотъемлемой частью бизнес-процессов компании, дающих ей весомые преимущества перед конкурентами. В отличие, например, от степени MBA, характеризующей квалификацию специалиста, CIO на Западе - это просто должность в штатном расписании. Чтобы занять ее, необходимо помимо квалификации и практических навыков иметь еще и набор таких личностных качеств, как инициативность, склонность к лидерству, аналитические способности, умение работать с людьми. Там нет аналога программы, предлагаемой АНХ: претендентов ищут среди тех, кто на протяжении своей профессиональной карьеры проходил дополнительное обучение на нескольких курсах, посвященных отдельным аспектам менеджмента или информационных технологий. Соответственно нет и единого международно признанного диплома, подобного MBA. Иными словами, охотникам за престижными "корочками" здесь поживиться нечем.
За время существования школы было выпущено уже шесть групп (110 человек), но нынешний выпуск - самый крупный (71 человек в трех группах). Напомним, что наш коллега Влад Боркус прослушал в прошлом году полный курс по специальности "бизнес-аналитик" и весьма колоритно описал свои впечатления на страницах еженедельника (см. PC Week/RE, N 5/2002, с. 29). Впервые в школе ИТ-менеджмента прошла обучение группа, составленная из руководящих работников одного корпоративного заказчика - Сбербанка. Все 38 слушателей получат дипломы АНХ. Столь замечательный, 100%-ный результат, учитывая вышеприведенную статистику отсева, трудно признать делом слепого случая: вероятно, все-таки к корпоративному заказчику практикуется несколько иной подход.
Стремясь учитывать реальные запросы отечественных предприятий, школа ИТ-менеджмента приступает к формированию ряда новых специализаций. Среди них общий менеджмент с акцентом на ИТ (Master of Business Administration), углубленное бизнес-образование для ИТ-профессионалов (Master of Business Information), администрирование бизнес-процессов (Business Process Administration), руководство группой программистов (Team Leader) и обеспечение информационной безопасности (Security Information Officer).