СИСТЕМЫ ПЕЧАТИ

Российское представительство аналитической компании IDC (www.idcrussia.ru) анонсировало результаты исследования отечественного рынка систем печати, сегментированного по трем категориям: принтеры, копиры и многофункциональные устройства (МФУ). Данные, приведенные аналитиком Дмитрием Фешиным, касаются продаж в России в 2002 г. и I квартале 2003-го и учитывают информацию, полученную от вендоров, дистрибьюторов и крупнейших таможенных брокеров (последние помогают оценить масштабы "серого" рынка).

Подсчеты IDC показывают, что суммарный объем рынка систем печати в прошлом году составил примерно 675 млн. долл. и доминировали на нем принтеры с 64%-ной долей. Прогноз на 2007 г. сулит принтерам еще более устойчивое положение - 66% от ожидаемых 945 млн. долл. Устройства, поделившие в 2002 г. 36% рынка, разбиты на пять категорий: персональные аналоговые копиры (19%), другие аналоговые копиры (19%), МФУ производительностью до 20 стр./мин (24%) и свыше 20 стр./мин (24%), а также другие профессиональные системы печати (15%). Предполагается, что в 2007 г. указанные типы устройств поделят 34% рынка в следующих пропорциях: 5, 0, 18, 68 и 8% соответственно.

Интересно, что в прошлом году в сегментах принтеров и аналоговых копиров отмечалось сокращение объемов продаж (в денежном выражении), тогда как в секторах МФУ и профессиональных систем печати наблюдался рост - на 55 и 10% соответственно. В целом аналитики IDC выделяют три основные тенденции:

· общее увеличение поставок цифровых устройств (копиров, например, - двукратное);

· значительный (двукратный) рост продаж сетевых устройств;    

· быстрый рост сегмента цветных лазерных принтеров, достигший в I квартале 2003 г. 80%.

Принтеры

Данные IDC позволяют сравнить западноевропейский и российский рынки принтеров, объемы которых в 2002 г. оцениваются на уровне 20,187 млн. шт. (6,307 млрд. долл.) и 1,9 млн. шт. (407 млн. долл.) соответственно. Но если европейский рынок в прошлом году сократился как в натуральном (-10%), так и в денежном выражении (-21%), то на отечественном дела обстояли не столь печально: на фоне падения объемов поставок (-6%) налицо был рост продаж в натуральном выражении (+10,4%).

Структура российского рынка принтеров (в натуральном исчислении) на конец года сложилась следующая: струйные устройства - 57%, монохромные лазерные - 36%, матричные - 6%, цветные лазерные - 0,3%, другие - 1%.

На состояние отечественного рынка принтеров в прошлом году сильнее всего повлияло значительное падение цен на струйные устройства (средние цены снизились на 20% до уровня ниже $100). В сегменте "струйников" компании НР и Epson сохранили свои лидирующие позиции, а на третье место вышла фирма Lexmark, продемонстрировавшая рост продаж на 62,5% в штучном и на 34,4% в денежном выражении.

Лазерные принтеры тоже заметно подешевели (в среднем на 16%, до уровня ниже 400%). По итогам года лидером осталась HP, за ней следует Canon. Стремительно растет Samsung, ценовая политика которой позволила ей выйти в сегменте лазерных принтеров по итогам года на третье место, а в I квартале 2003-го - на второе. Компания демонстрирует удивительные темпы роста - более 600% в натуральном и 500% в денежном выражении в 2002 г. А в I квартале нынешнего года достигнут рост свыше 1000%!

Из тенденций, наблюдаемых в сегменте лазерных принтеров, IDC выделяет продолжающийся спрос на устройства производительностью до 14 стр./мин., бум продаж сетевых моделей и заметное сокращение "серого" импорта.

В I квартале 2003 г. отечественный рынок принтеров вырос в штучном измерении более чем на 70% (по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года) и превысил 680 тыс. устройств. При этом сегмент цветных лазерных принтеров расширился на 78%, а струйных - на 52%. Но наибольший вклад в квартальные показатели внесли доступные по цене (около $200) принтеры со скоростью печати менее 14 стр./мин. Сыграл свою роль и частичный перенос корпоративных поставок с IV квартала 2002 г. Несколько изменилось соотношение между технологическими сегментами: до 38% выросла доля лазерных принтеров, а доли струйных и матричных принтеров составили 58 и 4% соответственно (в количественном выражении).

По прогнозам IDC, II квартал также будет чрезвычайно продуктивным, а ежеквартальный прирост объемов продаж превысит прошлогодний уровень.

Копиры Отечественный рынок копиров не спешит отказываться от аналоговой техники - в 2002 г. поставки персональных копиров в штучном выражении выросли на 30%. Тем не менее рынок постепенно завоевывают цифровые технологии. Так, в прошлом году отмечался быстрый рост продаж цифровых моделей производительностью ниже 20 копий в минуту: с менее чем 7 тыс. устройств в 2001 г. до 24 тыс. устройств в 2002-м (IDC прогнозирует удвоение поставок в 2003 г.). Заметным был рост и в сегменте устройств, выдающих 21-30 копий в минуту, который по сравнению с 2001 г. расширился на 47%. В денежном выражении рынок копиров сейчас растет со средней скоростью 23% в год (ожидается, что в середине года будет взят рубеж в 200 млн. долл.).

Интересно отметить, что в 2002 г. увеличились поставки аппаратов всех скоростных категорий, за исключением машин производительностью 31-44 и 70-90 копий в минуту.

В натуральном выражении весь российский рынок копиров в 2002 г. оценивается в 249 тыс. шт. Доминирует по этому показателю главный поставщик аналоговой техники Canon (на его долю приходится 71%), заметно отстают Xerox - 8%, MB - 7%, Ricoh и Toshiba - по 3%. А вот в денежном измерении разрыв между вендорами уже не столь драматичен: Canon - 37%, Xerox - 24%, MB - 15%, Ricoh - 8% и Toshiba - 4%. Объем рынка - 193 млн. долл.

Многофункциональные устройства

Сегмент МФУ, безусловно, один из самых перспективных. Уже сейчас рынок растет со скоростью порядка 55% в год (в денежном выражении). В 2002 г. его объем составил, по предварительным оценкам IDC, 130 млн. долл. (100 тыс. шт.).

Аналитики усмотрели значительный рост поставок (200%) планшетных моделей с производительностью менее 20 стр./мин, а также заметный рост в соседнем сегменте аппаратов производительностью 21-30 стр./мин. Функцией принтера снабжаются практически все поставляемые в Россию устройства, а вот функции факса в нашей стране относительно непопулярны.

По итогам 2002 г. на рынке сложилось своего рода двоевластие. По поставкам в натуральном выражении лидирует HP c 51%, далее следуют МВ - 11%, Canon и Xerox - по 8% и Ricoh - 5%. В денежном же выражении лидер - Xerox с 26%, у НР 22%, МВ -18%, Ricoh - 10%, Canon - 9%.

В первую очередь о молодости и нестабильности этого рынка свидетельствуют показатели I квартала 2003 г., - когда удачный выход на рынок струйных МФУ, как утверждает IDC, позволил Epson взлететь на общее третье место (в штучном измерении) *1. Неплохим был и рост в секторе цветных лазерных устройств, где с 69% (в денежном измерении) лидирует Xerox. Тем не менее существенного изменения расстановки сил в I квартале не произошло: Xerox и НР сохранили свои ведущие позиции. Правда, согласно данным той же IDC, Xerox удалось жестко потеснить конкурентов, увеличив свою долю в денежном выражении более чем до 45% против 26% по итогам 2002 г.

_____

*1Это подтверждают и исследования другой аналитической компании - ITResearch (www.itresearch.ru), согласно цифрам которой по итогам I квартала Epson входит в плотную группу компаний, делящих 3-е-5-е места на рынке настольных МФУ (по классификации ITResearch, это относительно недорогие малогабаритные многофункциональные устройства, занимающие большую долю всего рынка МФУ в штучном выражении). Эксперты ITResearch объясняют успехи Epson появлением у компании в начале 2003 г. двух удачных недорогих моделей струйных МФУ.