КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Припомнился мне недавно разговор с одной очень энергичной аспиранткой, произошедший в бытность мою заведующим лабораторией. (Известно, что как армия на прапорщиках и лейтенантах, так и наука держится на с. н. с. и завлабах.) Занималась она моделированием архитектуры многопроцессорного комплекса - там нужно было рассчитать оптимальную пропускную способность и ширину различных шин и т. д. Понятно, что девушка использовала теорию массового обслуживания, исходя из некоторых предположений об интенсивности потоков данных. Так вот, спра- шиваю ее: "На чем базируются исходные предположения о характеристиках потоков данных?". "А ни на чем, - отвечает она, - все берут стандартные пуассоновские потоки". Вот в этом-то и оказалась, на мой взгляд, основная не только научная, но и вполне жизненная проблема. Называется она - качество информации, или качество исходных данных. Потому как в реальной жизни все зачастую не так, и более того - народ научился эффективно бороться с системами, рассчитанными по науке.

Первый классический случай описан в литературе и называется "эффектом американской тюрьмы", когда в 1920-х годах заключенные, сидевшие в многоэтажной тюрьме, сговорившись, одновременно спустили воду в унитазах. Возникший гидравлический удар разрушил трубы канализации, первый этаж с охраной был затоплен, а узники, воспользовавшись этим, разбежались.

Свидетелем второго случая я был сам в середине 70-х годов. На первой в СССР системе бронирования авиабилетов "Сирена-1" в ГВЦ Гражданской авиации каждое включение кассиром терминала автоматически генерировало запрос к периферийным процессорам, отвечавшим за связь с терминалами. Поскольку компьютеры тогда не отличались большой производительностью, то комплекс успевал обрабатывать всего около трех заявок в секунду. В те времена кассирам, продававшим билеты, работа с системой была не очень выгодна - дефицитные билеты на такие рейсы, как Москва - Владивосток, в режиме ручной продажи приносили минимум по банке икры сверху. Посему у кассирш имелась серьезная мотивация завесить систему, так как в этом случае они переходили с автоматизированной на ручную продажу, а договориться с диспетчерами ручной продажи было делом несложным. При этом "Сирене-1" достаточно было простоять полчаса, как все билеты на дефицитные рейсы из нее выбирались вчистую. В итоге служба эксплуатации "Сирены-1" в один прекрасный момент столкнулась с тем, что система в летний период стала часто виснуть. Оказалось, что кассирши, сговорившись, одновременно на нескольких десятках терминалов многократно щелкали тумблерами включения. Это создавало громадный поток заявок, с которым система не справлялась, поскольку переполнялись входные буфера, и она зависала. Типичная DoS-атака, только в ручном исполнении. Понятно, что сами они до такой вещи додуматься бы не смогли.

Часто в доверительных разговорах с владельцами бизнеса обсуждается проблема неконтролируемой утечки денег из фирмы. В таких случаях очевиден сговор ряда лиц. Ну так проверяйте исходные данные, реальность сделок - все остальное наверняка будет оформлено формально правильно. Другая сторона этого вопроса - качество бухгалтерской системы. Мой знакомый пять часов разбирался вместе с бухгалтерами партнера, которому он был якобы должен сто тысяч долларов. В результате они эти деньги нашли, но разве можно вести бизнес, имея подобный инструментарий?

Рассказываю я все это к тому, что одна из существенных проблем нашей жизни - это проблема сговора, а проявляется она в том, что под влиянием "заинтересантов" всегда очень сильно искажаются исходные данные. И это вещь весьма небезобидная - ведь затем, используя всю мощь компьютерных технологий (базы данных, системы оперативного анализа данных, системы поддержки принятия решений, ситуационные комнаты и т. д. и т. п.), на основе этих данных строятся прогнозы и принимаются стоящие немалых денег решения.

У меня, например, нет абсолютно никакой уверенности в достоверности данных проведенной недавно и широко разрекламированной переписи населения, поскольку она в большей степени преследовала политические, а не экономические цели.

Другой пример. На многочисленных форумах постоянно и западными, и российскими их участниками рефреном повторяется прогноз о 20%-ном росте российской компьютерной индустрии в ближайшие пять лет. Очень благоприятный прогноз, а главное - всем в России сиюминутно очень выгодно называть эти сулящие сказочные прибыли цифры. Вот только хочется спросить, а какова надежность прогноза? Между тем, несмотря на всю радужность таких оценок роста рынка, я не вижу инфраструктурных условий для улучшения экономических показателей в нашей отрасли. Рост в 12-15% в рознице ближайшие два-три года вполне объясним, но он даст лишь от 0,2 до 0,3 объема компьютерного рынка, а с чего активно долго расти корпоративному сектору - не понимаю. Если вы посмотрите на стабильный рост индекса NASDAQ в последние месяцы, то станет понятно, что период стагнации в американской экономике закончился и к концу года явным образом обозначится ее рост, что снизит столь приятный интерес западных компаний к нашему рынку. (Впрочем, кого-то это только порадует :).

Одно положительно - процессы консолидации компьютерных фирм, выразившиеся в создании многочисленных ассоциаций, наконец-то сдвинулись с мертвой точки и пока ни шатко ни валко, но идут.

В каком-то древнеиндийском эпосе герой приходит к Богу и говорит: "Бог, что за дела? Эти люди - мои родственники и эти - мои родственники. Они воюют друг с другом, обманывают, калечат, убивают. Я так не хочу!". На что Бог ему дружелюбно ответил: "Иди, герой, отсюда. Не мешай! Я делаю Историю".

Иногда мне тоже хочется сказать многим людям: "Дурашки, что ж вы... делаете! Разве не видно, что из этого получится?". Боюсь только, что в ответ в лучшем случае услышу: "Иди, дорогой, отсюда. Не мешай! Мы делаем XYZ".

Интересно, какое бы значение вы присвоили переменной XYZ в данном случае (история, деньги, карьера, ничего не делаем...:) ?

Версия для печати