КОНФЕРЕНЦИИ

Судостроительные и машиностроительные предприятия, похоже, являются сегодня весьма перспективными клиентами для системных интеграторов. Это отчетливо продемонстрировала очередная, четвертая по счету всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в машиностроении и судостроении", которая прошла в конце июня в Петербурге, на этот раз на базе Государственного научного центра Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики (ГНЦ ЦНИИ РТК), и собрала представителей крупнейших региональных предприятий и компаний - поставщиков решений в области машино- и судостроения.

В предыдущие годы она проводилась на территории Северной верфи, но на сей раз устроители решили сменить площадку, благодаря чему приобрели новых участников, соорганизаторов и вместе с тем сумели придать конференции более высокий статус. В число устроителей нынешнего мероприятия вошли Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ, Российское агентство по судостроению, Администрация Санкт-Петербурга, ФГУП "ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова", ГНЦ ЦНИИ РТК, Российская ассоциация разработчиков и пользователей технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологий).

Новая площадка позволила организовать выставочное пространство, на котором смогли разместить свои стенды поставщики и разработчики аппаратно-программных решений. Последних насчитывалось более десятка; в их числе были такие известные компании, как "АйТи", "Галактика", "Компас", "К-Системс", "ЛАНК", "Рамэк", "Эврика", Hitachi, Lynx BCC. Из научно-исследовательских организаций на конференции были представлены ФГУП ЦНИИ ТС и ГНЦ ЦНИИ РТК. Со своими наработками собравшихся познакомили и предприятия. Так, ФГУП "Адмиралтейские верфи" продемонстрировало систему корпоративных знаний, а специалисты ОАО "Балтийский завод" сделали доклад "BAAN в судостроении" и т. д.

Вниманию участников конференции был предложен доклад директора и генерального конструктора ЦНИИ РТК В. А. Лопоты, посвященный проблемам развития ИПИ-технологий. Вслед за ним выступили главный научный специалист ЦНИИ РТК А. В. Архипов, рассказавший о принципах построения интегрированной информационной системы предприятия, и представители ЦНИИ им. А. Н. Крылова, познакомившие слушателей с программой работ по реализации пилотного проекта информационной поддержки этапов жизненного цикла сложных технических изделий судостроения. После чего участники были, как обычно, разбиты на две секции: "Интегрированные информационные системы предприятий" и "Функциональные компоненты ИПИ-технологий".

Секцию "Интегрированные информационные системы предприятий" открыл доклад представителей фирмы Microsoft о новых инициативах в области ИТ-инфраструктуры и о системе управления проектами. Кроме того, с сообщениями выступили сотрудники "АйТи" и "Компаса", поделившиеся опытом внедрения разработанных в этих компаниях систем управления персоналом на Северной верфи и Ижорских заводах соответственно. Представители "Галактики" сделали доклад о внедрении своей информационной системы в ОАО "Новая Эра"; Lynx BCC - о центрах обработки данных на основе UNIX-решений. Сами судостроительные предприятия также поделились опытом собственной разработки и внедрения информационных систем: специалисты ОАО "Балтийский завод" рассказали о внедрении BAAN, а ГУП "Адмиралтейские верфи" - об опыте разработки элементов системы управления предприятием.

Секция "Функциональные компоненты ИПИ-технологий" основное внимание уделила CAD/PDM/CAM-системам. Тематика прозвучавших на ней докладов касалась возможностей и опыта использования такого рода систем различными судо- и машиностроительными предприятиями. Среди докладчиков были специалисты ОАО "Балтийский завод", ФГУП "Адмиралтейский верфи", ЦКБ МТ "Рубин", Невское ПКБ, ФГУП ЦМКБ "Алмаз", петербургского завода "Электросила", а также компьютерных фирм-разработчиков.

Как показала конференция, отечественные судостроители вполне осознали тот факт, что на их конкурентном рынке информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов выживания предприятия. "Сегодня судостроительная промышленность образует единый международный рынок, колебания на котором нельзя урегулировать внутри отдельно взятой страны. Судовладельцу безразлично, где построено его судно. Его интересуют характеристики, цена, срок, качество выполнения проекта. Причем последнее напрямую связано с системой качества, действующей на предприятии, которая должна соответствовать системе международных стандартов, а для этого необходима четкая проработка и последующая автоматизация бизнес-процессов на предприятии", - отметила маркетолог петербургского офиса "АйТи" Екатерина Климовцева.