ПРОЕКТЫ
На привычно унылом летнем политическом небосклоне начинают посверкивать первые молнии, предвещающие бурные события грядущей кампании по выборам депутатов Государственной думы. Вот и Центральная избирательная комиссия (ЦИК) созвала пресс-конференцию, на которой сообщила о практической готовности Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы". Председатель ЦИК Александр Вешняков даже назвал ее технологической основой избирательной системы Российской Федерации.
Следует отметить, что, несмотря на знакомое название, нынешняя реализация ГАС "Выборы" - это совершенно новая, никогда ранее не использовавшаяся система. На ее разработку - к ней в 2001 г. приступила большая группа организаций под общим руководством НИИ "Восход" - выделено из бюджета 1,8 млрд. руб., и большая часть этих ассигнований, по словам г-на Вешнякова, уже освоена. Автоматизированные комплексы ГАС "Выборы" установлены в ЦИК и в 3100 избирательных комиссиях разного уровня. Новая редакция закона о выборах впервые разрешает использовать эту систему (и только ее) для подсчета голосов. С 18 августа начинается ее проверка, а уже в сентябре она должна быть сдана в эксплуатацию Федеральному центру информатизации при ЦИК.
У Александра Вешнякова (слева) и Александра Калинина
нет никаких сомнений в том, что ГАС "Выборы" готова к
избирательному марафону
Наряду с процедурой подсчета голосов, к которой приковано основное внимание прессы и общественности, ГАС "Выборы" выполняет еще целый ряд важных функций. Как сообщил генеральный конструктор системы Александр Калинин, с ее помощью производится календарное планирование избирательных кампаний, контролируются финансовые фонды участников, поддерживаются коммуникации (впервые связь с 16 удаленными субъектами Федерации обеспечивается спутниковыми каналами), ведется единый регистр избирателей, реализующий базовый принцип "один человек - один голос", обеспечивается информационная безопасность, предоставляется открытый доступ ко всей информации для сторонних наблюдателей, осуществляется отображение основных результатов в электронных массмедиа.
Тем не менее большая часть вопросов в адрес представителей ЦИК и НИИ "Восход" касалась подсчета голосов и защищенности этой процедуры от фальсификации. Поскольку автоматизация еще не дошла до уровня избирательных участков, первичный подсчет будет производиться вручную по обычным бумажным бюллетеням. Вероятно, именно здесь таится главная опасность, и в борьбе с ней г-н Вешняков в первую очередь рассчитывает на наблюдателей от партий и общественных организаций, которым предстоит подписать протокол подсчета. Затем все эти протоколы будут вводиться в ГАС "Выборы" и последовательно консолидироваться. Впоследствии наблюдатели смогут сверить свои копии протоколов с теми, что будут опубликованы на специальном Интернет-портале. Инфокоммуникационная структура ГАС "Выборы" физически отделена от Интернета, что снимает вопросы ее защиты от хакерского взлома. Общая проверка уровня защищенности данного решения поручена Гостехкомиссии.
Оценивая уязвимость системы в целом, г-н Вешняков посетовал, что самым слабым звеном является персонал. Очевидно, по этой причине особые надежды возлагаются на те элементы автоматизации, которые гарантированно исключают так называемый человеческий фактор. На выборах 7 декабря планируется использовать 500 автоматизированных комплексов обработки избирательных бюллетеней (специализированных сканеров). Над их созданием совместно трудились специалисты завода ЛОМО и компании КРОК, победивших в конкурсе (основным условием этого тендера была гарантированная верхняя планка цены устройства в 70 тыс. руб.).
Есть и иные задумки такого рода: г-н Вешняков пообещал к 2007-2008 гг. развернуть систему электронно-сенсорного голосования, ее основным элементом будет информационный киоск с сенсорным экраном. Избиратель буквально одним пальцем заполняет виртуальный бюллетень и сразу получает его свежеотпечатанный бумажный эквивалент (чек), который и надлежит опустить в урну. Голосование же через Интернет станет возможно не ранее чем через пять лет: для этого нужно решить ряд серьезных юридических и технических проблем.
Как бы ни убеждали нас и заказчик (ЦИК), и подрядчик (НИИ "Восход") в безупречности средств защиты системы, рискну предположить, что обвинений (пусть и голословных) в подтасовке результатов выборов избежать не удастся. У неудачников это всегда последний аргумент в свою защиту, и, выдвигая его, они вовсе не собираются доводить дело до суда. Достаточно просто сказать, что и ЦИК, и НИИ "Восход", и даже Гостехкомиссия как орган исполнительной власти являются заинтересованными сторонами. Может быть, имеет смысл поручить аудит защищенности ГАС "Выборы" независимой международной организации (если таковая найдется), с тем чтобы раз и навсегда закрыть эту болезненную тему?