ОБЗОРЫ
В Италии (г. Падуя) прошел седьмой чемпионат мира по футболу среди роботов RoboCup’2003 (наш еженедельник неоднократно писал на эту тему. См., например, PC Week/RE, N 34/99, с. 1; N 30/01, с. 41). В нем приняли участие 193 команды из 30 стран. Больше всего команд (38) выставил Иран, ученые которого постоянно приезжают на это мероприятие. На семь робоколлективов меньше выставили японцы, родоначальники турнира. Зато они привезли с собой 500 детей, которые были в полном восторге от такого путешествия.
Соревнования проходили в нескольких категориях. Среди малых роботов высотой до 15 см победила команда Big Red Каролинского университета. Малыши управлялись централизованно - действиями каждого члена команды по радиосвязи руководил компьютер. Он получал изображение от камеры, расположенной над полем, анализировал его и отдавал приказы своим подопечным. Big Red выиграла во многом благодаря тому, что ее создатели учли технические нюансы правил (так, камера снимала поле 60 раз в секунду, и на эту частоту ориентировались многие разработчики) и научили роботов действовать быстрее, чем от них ожидали футболисты противника. А чтобы компенсировать риск, возникавший в результате молниеносных действий, тренеры особое внимание уделили отработке точных ударов по мячу. Правда, за слишком шуструю игру у американцев был удален один игрок, а другой заработал пенальти, который, впрочем, их соперники из австралийской команды RoboRoos (Королевский университет) не смогли реализовать. А вот Big Red в дополнительное время оказалась более точной.
Схожий турнир (централизованное управление командой) был организован для четырехлапых роботов-собак. Его участники использовали стандартную модель Sony AIBO, в которую разрешалось закладывать оригинальную программную начинку. Победила австралийская команда rUNSWift из Университета Нового Южного Уэльса. А вот японцы не смогли серьезно улучшить своего любимого робота и не добрались даже до третьего места.
В категории средних роботов выиграла команда Fusion японских университетов городов Куши и Фукуока. Эти более крупные спортсмены высотой до 50 см действовали уже автономно. Правда, в правила этой категории были внесены существенные изменения, вызвавшие временный отток участников. В частности, роботам пришлось играть на блестящей поверхности, что вызвало серьезные трудности с распознаванием окружающего мира. Так, блики от ламп на поле и мяче вводили некоторые аппараты в состояние транса. Они путались, подолгу не могли найти ворота противника, нередко забивали голы сами себе (и помногу!), из-за чего проигрывали. А то игроки парами отходили в сторону или за ворота и подолгу там стояли, словно о чем-то мирно беседуя (на самом деле, конечно, они не могли сориентироваться на поле, принимая свого партнера за мяч).
Наибольший ажиотаж вызвала категория шагающих человекоподобных роботов ростом от 40 до 180 см, которым в 2050 г. предстоит сразиться со сборной людей. Но пока будущие кудесники мяча делают только первые футбольные шаги. До полноценных схваток им еще далеко. Андроиды демонстрировали умение устойчиво ходить, стоять на одной ноге и бить пенальти (при этом мяч приходилось устанавливать с точностью до миллиметра). 12 команд из восьми стран соревновались в шести подобных простых дисциплинах (в пяти победили японцы, в одной - сингапурцы).
На RoboCup’2003 прошли также турниры среди роботов-спасателей и роботов-танцоров.
Традиционный интерес вызвала симуляционная лига, где соревновались виртуальные команды. Расходы на оборудование здесь не требуются, результат зависит только от интеллектуальных усилий авторов. Победу одержала команда Uva Trilearn Амстердамского университета. А на 11-м месте расположилась команда Zenit-NewEra питерской "Новой эры".
Российские участники готовятся к будущим турнирам. "Новая эра" совместно с Санкт-Петербургским государственным техническим университетом в дополнение к виртуальной команде создает и железного робота-футболиста АРНОЭ ростом 123 см и массой 61 кг. Он уже сейчас уверенно передвигается, хорошо запоминает объекты, различает цвет и понимает 40 команд.
У компании "Умник", сотрудники которой помогали в подготовке данной статьи, на RoboCup’2003 был внушительный стенд площадью 50 кв. м. Ее разработка - универсальная система распознавания и адаптивного управления "Цифровой мозг" - ждет аппаратного воплощения.
Очередной, восьмой чемпионат мира среди роботов пройдет в следующем году в Португалии одновременно с настоящим чемпионатом Европы по футболу. Правда, если число и сила команд железных игроков из России возрастет - что, по всей видимости, и произойдет, - то успехов от отечественных "белковых" спортсменов вряд ли можно будет дождаться. Электронные же футболисты повышают мастерство достаточно быстро. Эксперты-робототехники отмечают, что хорошие алгоритмы в этой области уже разработаны, но ощущается нехватка технологий ускоренного обучения аппаратов, так как в реальных матчах возникает множество нешаблонных игровых ситуаций, и роботы сразу теряются. Но рано или поздно эта проблема будет решена.
До следующего года состоится еще немало национальных турниров роботов. Их расписание и всевозможную справочную информацию можно найти на официальном сайте турнира www.robocup.org.