ПЕРСПЕКТИВЫ
Корея ставит на перспективные технологии
В условиях жесткой мировой конкуренции Южная Корея продолжает вкладывать немалые средства в перспективные технологии. Так, уровень национальных инвестиций в космические, био- и нанотехнологии в 2003 г. оценивается в 589,4 млрд. вон (около 500 млн. долл.), что на 3,5% выше прошлогоднего. При этом био- и нанотехнологические секторы получат от правительства 375 млрд. вон (317 млн. долл.) - на 11% больше, чем в 2002-м.
А всего корейское правительство в качестве локомотивов экономического роста выделило 10 стратегических направлений развития технологий. Семь из них принадлежат к ИТ-сектору: интеллектуальные домашние сети, цифровой контент и программные решения, робототехника, полупроводники следующего поколения, цифровое телевизионное вещание, дисплеи и мобильные телекоммуникации нового поколения.
Условия для финансирования этих направлений сейчас складываются вполне благоприятные. Так, например, электронная индустрия страны во втором полугодии 2003 г. должна сделать заметный рывок. Ожидается, что пятерка ведущих производителей - Samsung Electronics, LG Electronics, Daewoo Electronics, Trigem и Etronics - сможет увеличить свои суммарные продажи на 5,9%. При этом их экспортные поставки по сравнению с первой половиной года вырастут на 5,4%, до 14,49 трлн. вон (12,27 млрд. долл.), а продажи на внутреннем рынке - на 7,2%, до 5,91 трлн. вон (5 млрд. долл.).
В то же время корейское правительство не может не беспокоить ситуация, складывающаяся в области исследований и разработок (R&D). Газета Korea Times приводит данные агентства KOTRA, согласно которым в соседнем Китае уже созданы более привлекательные условия для R&D. Такой вывод был сделан на основании анализа результатов опроса главных технологов 20 крупных зарубежных компаний, разместивших в Юго-Восточной Азии свои R&D-департаменты. Шесть ведущих стран региона оценивались по пятибалльной шкале, рейтинг возглавляет Япония (4,03), за ней следуют Китай (3,99) и Корея (3,43), в шестерку также вошли Сингапур, Тайвань и Малайзия.
Высокий показатель Китая, почти совпадающий с уровнем R&D-климата в Японии, являющейся признанным мировым технологическим лидером, был достигнут в основном благодаря наличию в стране большого числа талантливых исследователей, готовых трудиться за невысокую зарплату. Аналитики также выделяют китайский сектор R&D по уровням реального спроса и господдержки. Корея же выгодно отличается от соседей своей налаженной R&D-инфраструктурой и умением эффективно собирать актуальную информацию.
А вот для местной молодежи научная работа становится все менее привлекательной (вам это ничего не напоминает?).
Япония стремится перехватить инициативу в области Grid
В середине июля Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) дало старт государственному проекту Business Grid Computing Project (BGCP), призванному как минимум защитить внутренний рынок grid-технологий от экспансии американских компаний, в первую очередь IBM. Сегодня grid выходит на первый план мирового ИТ-соревнования, и пока лидерство здесь принадлежит фирмам из США.
Как известно, идеология "решеточных" (grid) вычислений предполагает создание виртуальных суперкомпьютеров путем связывания в единую сеть большого числа удаленных машин. Как только к системе подключается компьютер со свободными вычислительными ресурсами, ему автоматически назначается задача, а суммарная производительность системы повышается. Если же конкретный компьютер выбывает из процесса, то остальные подключенные машины берут на себя выполнение предписанного ему задания, сохраняя тем самым общую работоспособность системы.
Интересно, что METI уже приходилось в 70-х годах предпринимать активные усилия, чтобы защитить внутренний рынок от нашествия мэйнфреймов все той же IBM. Тогда министерство оказало поддержку шести ведущим японским ИТ-производителям, что позволило успешно решить задачу создания собственных мэйнфреймов. По своим масштабам проект BGCP во многом схож с инициативой более чем 30-летней давности. Он рассчитан на три года и предполагает выделение только в 2003-м финансовом году 2,6 млрд. иен трем японским ИТ-гигантам - NEC, Hitachi и Fujitsu.
В течение первого года участники проекта должны создать прототип связующего ПО промежуточного слоя (middleware) для будущей стандартизированной grid-платформы. На следующий год намечена широкая демонстрация этой технологии, а ее коммерческий запуск запланирован на 2005-й финансовый год.
Предполагается, что каждый участник BGCP добавит в общую платформу оригинальную функциональность, которую сможет продавать самостоятельно. В то же время министерство собирается стандартизировать общеяпонский grid как платформу с открытым кодом и сделать его достоянием общественности. На самом деле будет создана не одна, а целых две платформы - виртуального "решеточного" суперкомпьютера и виртуальной "решеточной" памяти, позволяющей оптимизировать распределенное хранение данных.
Хотя BGCP охватывает только японские фирмы, авторы проекта собираются активно продвигать его на мировой арене, используя для этого такие международные организации, как Organization for the Advancement of Structured Information Standards (OASIS) и Global Grid Forum (GGF). Они также намерены учесть ошибки, приведшие к краху в конце 80-х другого национального проекта - Software Industrialized Generator and Maintenance Aid (SIGMA). Эта инициатива была направлена на "индустриализацию" отрасли программного обеспечения. Предполагалось существенно повысить эффективность создания ПО путем внедрения компонентного подхода, стандартизации форматов, необходимых для разработки этих компонентов, и организации базы данных для хранения всех создаваемых компонентов. Провал проекта, в частности, связывают с недостаточным контролем государства за амбициями ведущих разработчиков, стремившихся к активному продвижению собственных продуктов для мэйнфреймов. Чтобы избежать аналогичных проблем, для управления BGCP создан специальный комитет, в состав которого вошли вице-президент Waseda University (председатель), руководитель одного из отделов министерства, директор контролируемой METI национальной ассоциации Information-technology Promotion Association и шефы департаментов разработки ПО компаний NEC, Hitachi и Fujitsu. На всех на них возложена ответственность за организационную и коммерческую сплоченность участников проекта.