ВЫСТАВКИ
Начало осени в этом году было отмечено важным событием, так или иначе затрагивающим интересы многих участников российского рынка электронных компонентов. С 3 по 5 сентября в залах Центрального Дома художников прошла первая международная выставка "ЭЛЕКТРОНИКА. Компоненты. Оборудование. Технологии", организатором которой выступила специально созданная для этой цели компания ChipEXPO (www.chipexpo.ru). К числу инициаторов мероприятия несомненно следует причислить и ряд крупнейших российских дистрибьюторов электронных компонентов, таких, как ДОДЭКА, "ИНТЕХ Электроникс", КОМПЭЛ, "Макро Тим", "Мэй", "Платан", "ПетроИнТрейд", "Промэлектроника", "Симметрон", "Чип и Дип" и др. Многие из них работают в данном сегменте уже более десяти лет и за это время сформировали свое представление о проблемах рынка электронных компонентов и путях их решения. Более того, ведущие игроки, судя по всему, уже накопили достаточно сил, чтобы от дискуссий перейти к реальным действиям. Первым шагом в этом направлении стало создание в прошлом году некоммерческой организации АРДЭК ("Автономный регистр дистрибьюторов электронных компонентов"), которая, как надеются ее руководители, со временем перерастет в полноценную ассоциацию, способную представлять на разных уровнях, в том числе и государственном, общие интересы вошедших в нее компаний. Учреждение новой ежегодной выставки можно считать вторым столь же значимым шагом, причем оба они довольно тесно связаны между собой.
По задумке организаторов "ЭЛЕКТРОНИКА" помимо функций, свойственных любой экспозиции, должна стать площадкой для целенаправленного обсуждения отраслевых проблем. "Ныне существующие выставки, имеющие компонентную часть, ориентированы на представление самих экспонентов и предлагаемых ими продуктов, но не уделяют внимания внутренним проблемам отрасли, - считает Александр Биленко, генеральный директор ChipEXPO. - Однако решать их удобнее в рамках какого-либо значимого для всех участников рынка мероприятия, и именно выставка подходит для этих целей лучше всего". Фактически новая экспозиция и АРДЭК имеют ряд общих задач, и потому не удивительно, что "Автономный регистр" стал соорганизатором нескольких проведенных в дни выставки совещаний и одновременно ее участником, использовавшим выставочную площадку для разъяснения своих целей и расширения рядов единомышленников. И, похоже, не без успеха: если к началу сентября эта организация насчитывала шестнадцать членов, то теперь их число, по предварительным оценкам исполнительного директора АРДЭК Михаила Волкова, увеличится более чем в два раза.
Александр Биленко: "Несмотря на множество шероховатостей в
организации нынешней выставки, основные идеи, которые мы
сформулировали год назад, в целом были реализованы"
Всего в рамках выставки состоялось четыре тематических совещания. Одно из наиболее интересных было посвящено вопросам подготовки кадров. Несмотря на обилие в стране технических вузов, сегодня это одна из ключевых проблем отрасли, требующая незамедлительного решения, поскольку реального эффекта от принятых мер в сфере образования можно ожидать лишь через несколько лет. Практически все участники совещания со стороны дистрибьюторских фирм констатировали крайне низкий уровень подготовки нынешних выпускников высшей школы. Это связано не только с общим кризисом сферы образования, но и с кардинальным изменением ситуации на рынке компонентов для электронной аппаратуры, обусловившим потребность в специалистах, которых доселе отечественные институты не готовили. Фактически речь идет о создании новых специальностей (или новых специализаций в рамках уже утвержденных Министерством образования специальностей), аналогичных тем, что на Западе давно уже существуют под названием Field Application Engineer (инженер по применению компонентов) и Field Sales Engineer (инженер по поддержке продаж). Без такого рода специалистов сегодня практически невозможно организовать полноценную деятельность посредника в цепочке "производитель компонентов - дистрибьютор - заказчик (в данном случае разработчик или производитель электронного оборудования)". О том, сколь велика в них потребность, можно судить по цифрам, приведенным Михаилом Волковым. По данным АРДЭК, сейчас в стране насчитывается порядка четырехсот компаний, занимающихся дистрибуцией электронных компонентов, и каждый год они готовы принять на работу в среднем по три молодых специалиста. Если эти цифры справедливы, то ежегодная потребность только дистрибьюторских фирм в новых кадрах составляет порядка 1200 человек. А значит, у высшей школы появился реальный заказчик, готовый к тому же (это подтвердили многие присутствовавшие на совещании директора дистрибьюторских фирм) сформулировать свои требования к инженерным кадрам, помочь вузам в создании необходимой материально-технической базы и обеспечить частичное финансирование учебного процесса. Поэтому вполне естественно, что представители институтов (МИФИ, МИРЭА, МВТУ им. Н. Э. Баумана и др.) и учебно-методических объединений вузов крайне заинтересованно отнеслись к теме совещания, в свою очередь проявив готовность к конструктивному продолжению диалога. В ходе дискуссии были сформулированы и конкретные меры, с которых можно было бы начать движение в сторону разрешения ситуации.
Организованные в рамках выставки совещания по ключевым
проблемам отрасли вызвали живейший интерес у ее представителей
Отдельное совещание было посвящено другой важной теме, касающейся сертификации электронных компонентов для применения в изделиях военного назначения и присвоения дистрибьюторским компаниям статуса "второго поставщика" (обладатели этого статуса получают право поставлять компоненты для военных заказов наравне с отечественными производственными предприятиями). Впрочем, форму проведения этого мероприятия, состоявшегося в последний день выставки, трудно назвать совещанием. Фактически его программа предусматривала серию докладов, с которыми выступили ведущие специалисты 22-го Центрального научно-исследовательского испытательного института Министерства обороны РФ (22-й ЦНИИИ), а также представители РНИИ космического приборостроения и РНИИ "Электронстандарт". Аудитория едва вместила всех желающих послушать доклады, но, видимо, надо признать, что и для военных, и для участников рынка гораздо полезнее было бы двухстороннее обсуждение сложившейся ситуации в области военных поставок "на равных". Не секрет, что многих крупных дистрибьюторов электронных компонентов не устраивает политика в этих вопросах Минобороны и заорганизованность предлагаемых им процедур сертификации. И это при том, что на сегодняшний день оно является далеко не столь значимым, как прежде, заказчиком и зачастую просто не способно провести полноценные испытания импортных комплектующих в силу отсутствия необходимого для этого оборудования или дороговизны самой процедуры (стоимость испытаний 16-разрядного микропроцессора оценивается примерно в 1 млн. руб.). "С нашей точки зрения, прежде всего необходимо обеспечить полную прослеживаемость поставки, - поделился своим взглядом на эту проблему Юрий Герасимов, председатель совета директоров компании "Техно", - чтобы мы могли в любой момент выяснить, когда и где был произведен компонент, и правильно провести рекламационную работу. Во всех государствах военные оказались в одинаковых условиях по отношению к производителям компонентов и решают схожие задачи. Нам нужно играть по общепринятым правилам".
К слову сказать, статус "второго поставщика" на сегодняшний день имеют менее десяти российских компаний, а многие крупные игроки даже не намерены проходить аттестацию. "Мы не сертифицированы 22-м ЦНИИИ и в ближайшее время сертифицироваться не будем, - сообщил коммерческий директор компании "Промэлектроника" Денис Коршунов. - Существует очень ограниченное количество бизнес-схем, по которым можно работать с сертификатом второго поставщика, и ни одна из них не представляется мне перспективной. К тому же этот сегмент непредсказуем. Мы видим ряд гораздо более интересных и привлекательных для себя сегментов рынка".
Вернемся, однако, к демонстрационной части выставки. Судя по представленной в каталоге информации, в ней приняли участие 149 компаний. При этом соотношение числа дистрибьюторов и производителей, по словам Александра Биленко, составило примерно 3:2. Для привлечения российских вендоров ChipEXPO установила цену на стандартный стенд со всеми необходимыми для работы сервисами на весьма невысоком уровне (в пределах 9-12 тыс. руб.). В целом же по числу экспонентов "ЭЛЕКТРОНИКА" безусловно уступила развивавшейся в течение шести лет другой профильной выставке - "Экспо-Электроника". С учетом успеха последней (в этом году ее посетило порядка 27 тыс. человек) можно было бы усомниться в целесообразности проведения еще одной экспозиции. Ее участники, однако, так не считают. "Выставки, касающиеся высоких технологий, в России традиционно проходят весной, когда наш сегмент не очень интересен, - пояснил Юрий Герасимов. - Нам всегда нужна была экспозиция во второй половине года. Даже при тех недостатках, которые можно отметить в ее организации, положительный эффект налицо. Мы будем участвовать и в весеннем мероприятии, и в осеннем, поскольку это разные выставки и люди на них приходят разные. Я думаю, что обе они будут развиваться, хотя кое-кто пытается противопоставить одну другой".
Действительно, ряд компаний, способствовавших организации новой экспозиции, рассматривают ее как реальную альтернативу "Экспо-Электронике", к устроителям которой, судя по всему, накопилось немало претензий. В частности, высказывались нарекания по поводу высоких цен на выставочные площади, не соответствующего ожиданиям уровня сервиса, частой перемены места и времени проведения. "Весенняя выставка не устроила нас просто категорически, - поделился своими впечатлениями от участия в "Экспо-Электронике-2003" Денис Коршунов. - Даже крупных игроков рынка, а к ним принадлежит и наша компания, никто не спрашивает, где и когда было бы лучше ее провести. Нынешняя состоялась в мае, т. е. в преддверии сезона отпусков. В результате ни мы, ни наши потенциальные клиенты не смогли завершить послевыставочную работу. Ведь к успеху ведет не один шаг, а последовательность определенных шагов. Инвестиции в весеннюю выставку не принесли нам должной отдачи. Сентябрь же - как раз то время, когда на нашем рынке начинается взлет. И эта выставка не пропадет для нас. Это точно".
В следующем году обе выставки пройдут примерно в те же сроки, что и в нынешнем. Пока трудно представить, ощутят ли организаторы "Экспо-Электроники" утрату монопольного положения на рынке, но то, что "ЭЛЕКТРОНИКА" должна прибавить и в количестве экспонентов, и в площади, похоже, ни у кого не вызывает сомнений. Уже отснят документальный фильм о первой экспозиции, и ChipEXPO намерена разослать его зарубежным компаниям с целью привлечения их к участию в дальнейшем. Выставка будет лучше структурирована за счет организации новых тематических зон, а главной темой для обсуждения в рамках международного совещания, согласно сегодняшним планам, станут перспективы развития электроники в России и ее взаимосвязь с западными технологиями. Хочется надеяться, что должное развитие получит и действовавший на прошедшей экспозиции музей электроники, экспонаты для которого были предоставлены Политехническим музеем, предприятиями "Ангстрем", "Микрон" и "Сапфир". Это безусловно хорошее начинание, требующее, однако, серьезного методического подхода. В какой мере ChipEXPO удастся поправить то, что не получилось (или получилось не совсем так, как хотелось), и реализовать намеченное, мы оценим через год.