PCWEEK 400
Пожалуй, нет более благодатной почвы для снисходительных улыбок и мудрых объяснений прошедших событий, чем обсуждение казавшихся некогда перспективными стратегий. И если мы пытаемся в юбилейном номере PC Week/RE "примерить" к нашему еженедельнику метафору зеркала, то разделу "Стратегии" уготована, разумеется, роль королевства кривых зеркал. Конечно, всегда можно сказать, что "кривой" была та или иная стратегия, но и о своем праве на здравую ее оценку забывать никогда не следует. Непредвзятый анализ показывает, что большая часть стратегий последовательно и успешно реализуется. Однако особенности человеческой памяти таковы, что в ней остаются либо самые экстравагантные инициативы, либо потерпевшие фиаско, либо те, что пронизаны духом алармизма и пугают нас чуть ли не концом света.
Некоторые эксперты считают, например, что полная неудача постигла главу Oracle Ларри Элиссона, выдвинувшего в свое время идею сетевого компьютера (NC). Что ж, с одной стороны, созданное им для выпуска подобных устройств предприятие действительно давно закрыто, но с другой - заложенные в основу NC концепции тонкого клиента и переноса всей бизнес-логики на сервер стали магистральным направлением развития отрасли. А вот лихорадку вокруг аукционов по продаже 3G-лицензий многие телекоммуникационные операторы, которым пришлось выложить фантастические по сегодняшним меркам суммы в несколько десятков миллиардов долларов, вероятно, до сих пор вспоминают как кошмарный сон.
Юбилейные номера PC Week/RE в истории отрасли ИТ, как мы все понимаем, ничем особенным не выделяются и поэтому могут с полным правом считаться случайной выборкой или, если угодно, осколками того самого кривого зеркала. Попробуем посмотреть, что же и как в них отразилось. Начнем с N 1, вышедшего в 1995 г. Меня совершенно не удивило помещенное там сообщение на "вечную" тему ожидаемого (до сих пор, кстати) прогресса в области источников автономного питания для мобильных ПК. "Пользователи блокнотного ПК HP Omnibook 600 скоро получат в свое распоряжение источник питания с очень большим сроком автономной работы... Принцип действия этого изделия основывается на цинковоздушной технологии... Батарея AER ценой $399 позволит ноутбуку работать в течение 10-15 часов". Эффект сообщения совсем пропадает, когда узнаешь, что придется иметь дело с "...тяжелой трехфунтовой батареей габаритами 8,5х11 дюймов". Заметки о разработке топливных элементов (а цинковоздушная батарея - по сути, полутопливный элемент) появляются у нас до сих пор, но, по-видимому, мы напрасно ждем чудесного прорыва в той области, которая в отличие от ИТ уже давно достигла физических пределов. Здесь стратегия проста и удивительно знакома - экономьте электричество!
А вот еще одно сообщение в этом же номере - о забавном предшественнике модных сегодня хот-спотов: "Пользователи PDA Newton могут беспроводно подсоединяться непосредственно к своим сетям LocalTalk, используя адаптер инфракрасного рассеянного излучения... Рассеянные сигналы отражаются от потолка и принимаются стационарным приемником VersaBase фирмы Photonics, который соединен проводной связью с корпоративной сетью".
Любая стратегия должна, как это ни печально, строиться не только на высоком инновационном потенциале, но и на точной оценке коммерческих моментов и стоимостных характеристик. Не могу удержаться от цитирования заметки из N 50 (1996 г.) о победном шествии настольных ПК на базе новейшего процессора Pentium Pro.: "Цена системы с 180 МГц процессором, EDO-памятью емкостью 16 Мб, 1,6 Гб жестким диском, 15-дюймовым монитором и 2 Мб видео-ОЗУ составляет $2599. Модель с 200 МГц процессором, памятью 32 Мб, 2,5 Гб жестким диском, 17-дюймовым монитором и дисководом CD-ROM с восьмикратной скоростью стоит $3599... Такая агрессивная ценовая политика привлекает некоторых корпоративных покупателей". Один из них - ИТ-директор техасской фирмы Clayton Williams Energy даже сетует: "Доказать необходимость приобретения систем на базе Pentium Pro довольно трудно, но доступность новейших и лучших из них по такой цене заставляет задуматься".
Весьма символично, что в выпущенном еще в 1997 г. N 100 активно обсуждалась знаменитая "Проблема 2000". Накануне грядущего "конца света" слова: "Похоже, что мне не удастся в рамках одной статьи затронуть все грани этой поистине ошеломляющей проблемы - она будет уникальна для каждой компании. И ясно, что дело не только в исправлении ПО", - звучат ну просто как речь мудрого капитана тонущего судна, окруженного безумной толпой. Сейчас принято считать, что упомянутую проблему придумали и раздули ловкие производители софта и "железа", с тем чтобы инициировать массовый апгрейд корпоративных информационных систем. Тем не менее, чтобы строго доказать этот тезис, нужно было бы поставить контрольный опыт на еще одном земном шаре, обитатели которого легкомысленно наплевали бы на все предупреждения и оставили бы свои компьютеры до роковой даты в покое.
Нередко само событие со временем забывается, а то, что с ним связано, сохраняет актуальность и в наши дни. В 1997 г. все с жаром обсуждали так называемые push-технологии принудительной рассылки контента Интернет-подписчикам. Сегодня об этих технологиях мало кто помнит, но вот автор, написавший, что "с появлением у наших ПК все новых мультимедиа-возможностей push-провайдеры не смогут противиться искушению перенести свои телевизионные рекламные ролики в Web", как в воду глядел: рекламные окна pop-up все больше засоряют Интернет. Здесь же сообщается о покупке корпорацией Compaq фирмы Tandem за 3 млрд. долл. Сегодня нет уже ни той, ни другой, а серверы с уникальной архитектурой Tandem Himalaya по-прежнему выпускаются и используются в самых ответственных проектах.
И снова об умении считать деньги. На этот раз в связи с глобальным мегапроектом IRIDIUM, в рамках которого для построения всемирной сети беспроводной персональной связи планировалось запустить 66 спутников. В проекте, выполнявшемся консорциумом во главе с компанией Motorola, участвовало и одно из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России - ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Более того, оно даже инвестировало в IRIDIUM 82 млн. долл. У заметки, помещенной в N 100, тон достаточно бодрый: сообщается о запуске семи спутников с помощью нашей ракеты "Протон" и дается обещание обеспечить к 2005 г. предоставление услуг персональной связи 210 тыс. абонентов в России и 90 тыс. - в Казахстане, Белорусии и ряде других стран. В N 200 (1999 г.) речь уже идет о попытках спасения проекта, для чего руководство (уже новое) IRIDIUM в 2-2,5 раза снижает цены на абонентское оборудование и обслуживание, а также упрощает структуру тарифов. Тем не менее тщетность этих попыток уже очевидна: даже теперь стоимость индивидуального контракта составляет 3 тыс. долл. Сюда включены цена телефона (1500 долл.), подключение к системе (800 долл.) и авансовый платеж за трафик (700 долл.).
И если для крупной компании последствия неудачной стратегии подобны нокдауну в боксе, то фирме с ограниченными ресурсами может не хватить средств даже на "приличные поминки". В том же N 200 сообщается о "союзе трех" - корпораций Microsoft и Hewlett-Packard и отечественной фирмы IT InfoArt Stars, вознамерившихся заняться продвижением Интернет-телевидения в России. Откуда им было знать, что в 1999 г. мыльному пузырю "новой экономики" жить оставалось меньше года. Первые два участника этого союза пережили тяжелые времена довольно успешно, а вот для IT InfoArt Stars неверная стратегия обернулась более печальными результатами: фирмы с таким названием больше нет.
Можем продемонстрировать и фрагмент зеркала с минимальной кривизной. В выдержке из доклада Лозаннского международного института развития и менеджмента, опубликованной также в N 200, констатируется: "по уровню развития науки и техники в 1998 г. Китай уверенно занял 13-е место в мире. Беспрецедентный скачок с 20-го места в 1997-м еще раз подтвердил: страна неуклонно движется по пути реформ научно-технических и промышленных отраслей. Сегодня уже очевидно, что КНР не только не намерена отставать от мировых лидеров, но твердо стремится занять ведущие позиции в сфере высоких технологий". Последующие годы подтвердили выводы этого доклада, что, с одной стороны, свидетельствует о высоких достоинствах нашего "зеркала", а с другой - говорит об отсутствии российской "кривизны" в стратегии, выбранной китайцами.
Совсем недавно, в августе 2001 г., персональному компьютеру исполнилось 20 лет, и это событие конечно же получило достойное отражение в N 300, где приводится любопытное признание американского эксперта: "ПК и выросшие вокруг него технологии, пожалуй, стали основным фактором, выведшим американскую экономику из депрессии, в которой она пребывала в 70-х годах". Праздничное настроение оказалось несколько испорченным, поскольку именно в это время "спрос на персоналки падает, а вся индустрия начинает казаться фатально бесприбыльной". Как часто бывает в жизни, основного "виновника торжества", в чью честь все ПК стандартной архитектуры долгое время назывались IBM-совместимыми, на празднике чуть не забыли. "По иронии судьбы имя IBM не упоминалось в приглашении на празднование юбилея пер-сонального компьютера 8 августа в СанХосе, шт. Калифорния. Главными хозяевами этого мероприятия были Intel и Microsoft".
Расстояние от великого до смешного незначительно, даже если речь идет о таких серьезных материях, как стратегии. В N 100 (а это, напомню, всего лишь 1997 г.) мы можем прочитать: "Руководство Минобороны ФРГ серьезно озабочено стремительно увеличивающимся числом мобильных телефонов у личного состава бундесвера, поскольку опасается, что пользование ими может привести к массовому разглашению военных тайн". Жаль, что PC Week/RE выходит только с 1995 г. Иначе нам, возможно, удалось бы разыскать примеры подобной бдительности по отношению к широкому распространению шариковых ручек.