СОГЛАШЕНИЯ
17 сентября Хилмар Лоренц, генеральный директор НР в странах СНГ и директор подразделения корпоративных компьютерных систем (ESG) "НР Россия", и Владимир Тихонов, директор по информационным системам ОАО "АвтоВАЗ", подписали соглашение о долгосрочном стратегическом сотрудничестве между компаниями НР и "АвтоВАЗ". Соглашение охватывает пятилетний период и предполагает поставку автозаводу аппаратных и программных средств, оказание ИТ-услуг и технической поддержки. Стоимость контракта оценивается как минимум в 10 млн. долл.
Современный "АвтоВАЗ" - безусловный лидер отечественного автопрома, на долю которого приходится около 49% российского рынка. В 2002 г. общий объем произведенной им продукции превысил 91 млрд. руб., с конвейеров предприятия сошло свыше 700 тыс. автомобилей, из них более 96 тыс. отправилось в 40 стран. Сегодня тольяттинскому автозаводу принадлежит львиная доля (90%) в экспортных поставках российских авто.
Хилмар Лоренц (слева) и Владимир Тихонов
рассчитывают еще на пять лет активного сотрудничества
"АвтоВАЗ" участвует и в одном из крупнейших инвестиционных проектов с привлечением зарубежных компаний, оцениваемом в 332 млн. долл. В 2001 г. в результате сотрудничества между компаниями General Motors, "АвтоВАЗ" и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было создано ЗАО "Джи Эм-АвтоВАЗ", а 23 сентября 2002-го на заводе собрали первый автомобиль "Шевроле-Нива". К 2005-му годовой выпуск этой марки планируется довести до 75 тыс. штук.
С НР автозавод связывают давние отношения. Первые серверы и рабочие станции американской фирмы появились на предприятии в 1990-м. Через три года "АвтоВАЗ" и HP заключили контракт на поставку технических и программных средств для системы управления сборкой автомобилей, а в 2001-2002 гг. специалисты двух компаний совместно разработали и внедрили интегрированную систему управления информационно-технологическими ресурсами (ИСУ ИТР). Надо отметить, что штат ИТ-специалистов завода достигает 1000 человек.
Как отметил г-н Тихонов, традиционно с "АвтоВАЗом" работают TopS Business Integrator и "Техносерв А/С", этим системным интеграторам и предстоит осуществлять поставки техники НР по новому соглашению (как известно, НР в России напрямую с заказчиками не работает). По его словам, сегодня только на головном предприятии "АвтоВАЗа" установлено порядка 150 серверов (80% из них - на платформе UNIX) и развернута высокоскоростная сетевая инфраструктура с пропускной способностью до 2 Гбит/с. Парк машин под принадлежащими НР тороговыми марками составляет около 70% (сюда относится техника НP, Digital и Compaq, в том числе серверы Alpha и SuperDome, а также рабочие станции, сетевое оборудование и системы хранения производства НР). Остальные 30% - техника IBM, Sequent и Sun.
Владимир Тихонов подчеркнул, что с конвейеров завода каждые 22 с должен выходить новый автомобиль, а нормативное время простоя не превышает 47 мин в месяц. Поэтому для его подразделения крайне важна надежность ИТ-инфраструктуры. Именно это положение ляжет в основу новых проектов, которые будут выполняться на "АвтоВАЗе" при поддержке экспертов HP по вопросам внедрения и эксплуатации современных ИT-технологий.
Надо отметить, что американская компания располагает более чем 20-летним мировым опытом сотрудничества с грандами автопрома, среди которых Ford, DaimlerChrysler, BMW, Renault, Jaguar, Volvo, Toyota и Hyundai. Джон Со, менеджер по маркетингу подразделения корпоративных систем НР в регионе Восточной Европы, Швейцарии, Австрии, Ближнего Востока и Африки, рассказал, что его компания располагает двенадцатью специализированными центрами и более чем тысячей специалистов, способных помочь автопредприятиям в решении множества прикладных и ИТ-задач. В мировом масштабе НР предоставляет автоконцернам очень широкий спектр услуг, включая внедрение систем проектирования, технический и бизнес-консалтинг, ИТ-аутсорсинг и т. д. В конечном итоге они получают от НР комплексные решения, способствующие сокращению издержек, повышению уровня удовлетворенности заказчиков и проникновению на новые развивающиеся рынки (к последним относится и российский). Отметим, что сотрудничество в области прикладных решений и бизнес-консалтинг в соглашении с "АвтоВАЗом" не предусмотрены.
Среди перспективных проектов Владимир Тихонов выделяет три: совершенствование ИСУ ИТР, повсеместное внедрение технологии тонких клиентов и повышение уровня катастрофоустойчивости.
ИСУ ИТР, использующей ПО HP OpenView, придается исключительно важное значение как инструменту централизованного проактивного управления всеми информационными ресурсами предприятия, позволяющему существенно снизить продолжительность внеплановых простоев ИС.
Внедрение тонких клиентов на всех рабочих местах должно, по мнению г-на Тихонова, не только сократить затраты на эксплуатацию, но и обеспечить отказоустойчивость и безопасность информационной системы в целом. "Мы должны исключить риск вирусного заражения тысяч компьютеров из-за неосторожности отдельного сотрудника", - считает он. Для этого НР поставит на "АвтоВАЗ" несколько тысяч специально разработанных бездисковых сетевых рабочих станций. Работать они будут под Linux, а специализированный софт будет загружаться на них по гигабитной сети с централизованных серверов. Высвобожденные в результате удешевления рабочих мест средства пойдут на усиление серверного парка, который в перспективе планируется полностью перевести на высоконадежную UNIX.
Повышению катастрофоустойчивости должно способствовать развертывание резервного вычислительного центра, расположенного в 2 км от основного. Эти работы начались в прошлом году, сегодня резервный центр уже оборудован сервером HP9000 SuperDome 16W. В дальнейшем оба центра свяжет Storage Area Network, а наиболее критически важные приложения будут выполняться на кластерных системах с серверами, разнесенными между основным и резервным центрами.
Хилмар Лоренц видит долгосрочную перспективу сотрудничества в создании на "АвтоВАЗе" адаптивной ИТ-инфраструктуры по версии НР и в полном переводе вычислительных мощностей предприятия на технологии Itanium. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Как сообщил начальник центра по развитию информационных технологий "АвтоВАЗа" Юрий Катьянов, недавно его подразделение успешно провело эксперимент, в рамках которого были испытаны два сервера НР на базе Itanium2 и HP-UX11i, выполнявшие приложения СУБД Informix.