ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно последним данным американской консалтинговой фирмы A.T.Kearney (www.atkearney.com), Россия возглавила список стран, наиболее привлекательных для инвестиций со стороны международных торговых компаний. Эта информация, формируемая на основе ежегодно проводимого исследования, публикуется в виде списка из 30 государств, упорядоченных по так называемому мировому индексу развития розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI). При вычислении индекса в расчет принимаются такие показатели, как уровень политико-экономической стабильности в государстве, площадь современных торговых предприятий на душу населения, число международных торговых концернов, уже работающих в стране, и фактор времени, рассчитываемый как соотношение между ВВП и коэффициентом роста торговой площади.
Государства, отсортированные в соответствии с GRDI (чем он больше, тем лучше), подразделены на три категории (по десять в каждой): "немедленная экспансия" (on the radar screen), "подлежит рассмотрению" (to consider) и "пока воздержаться" (to avoid). Как отмечается, Россия, по сравнению с прошлым годом перепрыгнувшая через несколько ступенек (с четвертого места), добилась этого благодаря укреплению экономики, снижению инфляции и расцвету торгового бизнеса. Особый интерес вызывает рынок пищевых продуктов - крупнейший в Европе (58 млрд. долл.). С точки же зрения уровня конкуренции Россия представляется экспертам и вовсе "краем непуганых (гм...) торговцев": пока что в огромной стране действуют всего-навсего шесть мировых концернов. Для сравнения: снижение привлекательности Китая (с первой позиции на третью) произошло не в последнюю очередь потому, что после опубликования прошлогоднего отчета в страну за год "вложились" сразу восемь крупных международных торговых компаний. Еще красноречивее пример Польши, которая еще пять лет назад была подлинным торговым Эльдорадо и провалилась в самый низ списка после интервенции 17 мировых компаний.
Другим привлекательным фактором, облегчающим старт торгового бизнеса в России, является высокая концентрация населения в крупных городах. Только городов-миллионеров в стране - чертова дюжина, и проживает в них свыше 20% россиян. При этом покупательная способность жителей стабильно растет и, скажем, в Москве и Санкт-Петербурге уже достигла (или даже превысила) аналогичного показателя в Польше, Чехии или Венгрии.
В качестве негативных моментов нужно назвать крайнюю неразвитость инфраструктуры. Пугающе высоким остается оборот "серого" рынка, которому принадлежат 40% торговых сделок. Правда, обнадеживает тенденция: в 90-х годах этот показатель равнялся 70%.
Невзирая на "временные трудности", многие западные компании не только твердо заявили себя на российском рынке, но и продолжают закрепляться на нем, наращивая обороты. Так, немецкая группа Metro, открывшая в Санкт-Петербурге гипермаркет Real, на ближайшие три года запланировала создание сети из 20 аналогичных магазинов в Москве и области с общим объемом инвестиций в 900 млн. долл. Ее непосредственный конкурент из Германии - AVA AG, стартовавшая в феврале первым московским супермаркетом Marktkauf, - намечает в течение следующих двух лет открыть еще ряд магазинов в столице и ее окрестностях. По данным экспертов из A.T.Kearney, к выходу на российские просторы готовится и крупнейший в мире торговый концерн Wal-Mart, еще в 2002 г. дважды засылавший в страну своих эмиссаров.
К числу пионеров-первооткрывателей российского рынка относится и немецкая Quelle (торговля по каталогам), основавшая первое совместное предприятие еще в начале 80-х годов. На сегодняшний день компания, вошедшая за это время в концерн KarstadtQuelle AG, насчитывает в России шесть торговых филиалов. Все товары производятся на Западе и пересылаются в нашу страну. Кстати, в противоположность этому торговля продовольствием в сети Metro основана на внутреннем производстве: до 90% продуктового ассортимента поступает от российских производителей, и, по признанию представителей компании, до сих пор не было никаких нареканий по поводу качества, никаких отклонений от принятых стандартов.
Как отмечают эксперты из A.T.Kearney, Восточная Европа в целом становится в высшей степени привлекательным регионом для инвестиций торгового бизнеса. Согласно отчету, в этот регион входят 40% стран категорий "немедленная экспансия" и "подлежит рассмотрению". Ожидаемые прибыли на вложения здесь много выше среднего мирового показателя. По мнению вице-президента компании Петера Пфайффера, отвечающего за вопросы торговли и потребительской индустрии, "...для торговых компаний сейчас самое подходящее время серьезно подумать над своей экспансией в эти страны".