БИЗНЕС

В конце сентября московское представительство Microsoft провело традиционную пресс-конференцию, на которой были объявлены итоги деятельности корпорации за последний финансовый год, закончившийся 30 сентября.

Несмотря на кризис, переживаемый мировым ИТ-рынком, софтверный лидер продолжает демонстрировать высокие результаты, существенно опережая по основным бизнес-показателям другие международные компьютерные компании (см. PC Week/RE, N 32/2003, с. 29). Общий объем продаж корпорации вырос за минувший финансовый год на 13% и составил 32,19 млрд. долл., а чистая прибыль увеличилась на 27,6% и достигла фантастической величины 9,99 млрд. долл.

Ольга Дергунова считает, что в ближайшие один-два года бизнес

 Microsoft в России и странах СНГ преодолеет планку в 200 млн. долл.

В целом структура бизнеса Microsoft не претерпела каких-либо существенных изменений: на долю настольного ПО сегодня приходится 61% продаж (объемы поставок операционных систем и приложений примерно одинаковы), на серверные системы - 22%, группу внешних устройств, игр и сервисов - 15%, на бизнес-решения - менее 2%. Через ОEM-канал по-прежнему продается почти треть всех продуктов, т. е. по нему распространяется не менее 80-90% различных версий Windows. Рост продаж наблюдается во всех регионах мира, но особенно значительно - с 5,1 до 6,7 млрд. долл. - вырос европейский рынок (точнее, рынок региона EMEA).

Однако нас конечно же больше интересуют показатели московского представительства Microsoft, которые в значительной степени отражают развитие российского ИТ-рынка, а также его положение на мировой арене.

Главный итог прошедшего года - объемы поставок на подведомственной территории (все страны СНГ и Монголия) выросли на 55%. В последние несколько лет по региону указываются только относительные показатели, но наши подсчеты свидетельствуют, что в абсолютном выражении общий доход здесь составил 145-155 млн. долл., из которых на Россию приходится 75%.

Как обычно, опережающими темпами росли продажи в OEM-канале (62%), число OEM-партнеров увеличилось на 33%, почти до 1000 компаний. На 97% повысились поставки продуктов Microsoft Business Solutions (MBS), которые можно оценить в 9-11 млн. долл. Эти успехи были оценены высшим руководством Microsoft: по итогам минувшего финансового года московский офис MBS получил корпоративную награду "Лучшее подразделение MBS в мире".

В целом основные бизнес-показатели местного представительства Microsoft совпадают по своей структуре с показателями корпорации: настольное ПО - 65%, серверное - 26%. При этом доля бизнес-решений в России заметно выше - 7% против 2% в мире. В то же время в нашей стране Microsoft не занимается продвижением продуктов категории "Устройства и игры", и соответственно на них приходится лишь 2% от общего объема продаж.

Традиционно на отчетной пресс-конференции был приведен очень большой объем данных (хотя и относительных) по структуре бизнеса компании, и это вроде бы создает хорошую основу для анализа проходящих на нашем рынке процессов. Но более внимательное изучение этих цифр, к сожалению, показывает, что определить их реальную ценность довольно сложно, в том числе из-за их противоречивости.

Например, почему-то итоговые данные за предыдущие годы, представленные сейчас, отличаются (в сторону увеличения) от тех, что публиковались год назад. Или - на пресс-конференции говорилось, что украинский рынок рос в этом году по сравнению с предыдущим опережающими темпами (81%), однако странным образом его доля в бизнесе московского офиса за год сократилась с 26 до 21%.

Так или иначе, но даже и без официальных данных Microsoft есть много свидетельств того, что бизнес корпорации в нашем регионе активно развивается. Возможно, более важным, чем объемы продаж, является то, что за прошедший год местное представительство пережило одну из самых серьезных структурных перестроек за весь период работы в России. В частности, численность его сотрудников за это время увеличилась почти вдвое (в 1998-2002 гг. она выросла всего с 50 до 70 человек, а сейчас превысила отметку 150). Это сопровождалось сложными процедурами перераспределения функциональных обязанностей, непростой для многих была и адаптация на новом месте работы (процент не выдержавших испытательный срок был довольно значителен). Да и процесс интеграции бывшего Navision в структуру Microsoft оказался сопряжен с определенными трудностями.

Расширялась география присутствия корпорации: постоянные офисы открыты в Киеве и Алма-Ате, отдельные представители работают в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. Отметим в то же время невысокую активность Microsoft в Белоруссии, причиной чему являются претензии компании к законодательству этой страны в сфере охраны авторских прав. Впрочем, стоит обратить внимание на то, что повышение региональной активности почему-то опять же противоречит приводимым показателям бизнеса московского офиса, согласно которым суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга возросла с прошлогодних 41% до сегодняшних 54%.

Если в завершившемся финансовом году Microsoft была сосредоточена в основном на выпуске новой серверной платформы Windows Server 2003, то главным событием нынешнего станет вывод на рынок семейства Microsoft Office System 2003. В его обновленный вариант войдут приложения пакета Office 2003 (Word, Excel, Outlook, Access, FrontPage, PowerPoint, InfoPath), а также автономные продукты Project, Visio, MapPoint и OneNote. Тут надо сказать, что офисные продукты уже вышли за рамки сугубого настольного ПО - решение для управления проектами Project реализовано также и в серверном варианте. Кроме того, отныне к Office System относится и последняя версия портала для управления документами и поддержки коллективной работы SharePoint Portal Server 2003. Представление международной версии нового офисного семейства пройдет в США в конце октября, а русской - в декабре. Что касается бизнес-решений, то в конце текущего года на российском рынке впервые появится платформа Microsoft CRM.

В то же время, говоря о развитии деятельности Microsoft в России и странах СНГ, нужно отметить, что объем продаж здесь составляет лишь 0,4% от мировых показателей корпорации. Более того, до сих пор регион, объединяющий 13 стран с населением около 250 млн. человек, еще не смог обойти по продажам, например, Чехию, число жителей которой почти в 20 раз меньше.

Версия для печати