МАРКЕТИНГ
За последние несколько лет цифровые фотоаппараты перешли из разряда дорогих игрушек для профессионалов практически в массовый товар. Обладая рядом неоспоримых преимуществ, они постепенно отъедают рыночную долю своих пленочных собратьев.
Специалисты компании "ПроЛаб" (www.prolab.ru) вспоминают, что в 1998 г. перед любительским рынком стояли следующие проблемы: высокая стоимость цифровых фотоаппаратов при низкой платежеспособности населения, отсутствие представлений о новых цифровых возможностях у продавцов и покупателей, отсутствие устойчивого спроса и продуманного предложения на цифровую обработку и печать.
Kodak Order Station
В 1998-2000 гг. цифровые услуги (в денежном выражении) распределялись следующим образом: восстановление фотографий - 34%, печать со слайда - 25%, верстка и печать календарей - 22%, фотокопирование - 17%, печать с магнитных носителей - всего 2%. Средний ежемесячный оборот приемных пунктов по цифровым фотоуслугам составлял 30-40 долл., а срок выполнения заказов - пять рабочих дней.
Появление более производительного оборудования для цифровой фотопечати и некоторое снижение цен на цифровые фотокамеры позволили рынку сделать шаг вперед. В 2000-2002 гг. печать и восстановление составляли одинаковую долю в спектре услуг - 20%, а первые места заняли печать со слайда (28%) и фотокопирование (27%). Усредненный ежемесячный оборот по приемным пунктам достиг $60, а выполнение заказов происходило в течение трех дней.
Судя по статистическим данным, предоставленным 170 московскими приемными пунктами, рейтинг популярности услуг и их доля в денежном обороте сегодня сильно изменились. Подавляющую часть - 53% - занимает печать цифровых фотографий с файлов, далее с большим отрывом следует печать со слайдов - 22%, а доля услуг фотокопирования и восстановления составляет 15 и 8% соответственно.
Полученные при помощи цифрового фотоаппарата снимки пользователь может сохранить на жестком или оптических дисках, но все же многие предпочитают выводить изображения на печать.
Ожидая роста рынка цифровой фотографии, компания Eastman Kodak (www.kodak.ru) предприняла серьезные шаги для усиления своего бизнеса (см. PC Week/RE, N 38/2003, с. 20). В нашей стране она запустила маркетинговую программу "Цифровые услуги. Технологии Кодак", направленную на организацию пунктов приема с помощью цифровых станций Kodak Order Station. Такая станция имеет компактные размеры, ее можно разместить в любом фотомагазине или пункте приема заказов на фотоуслуги, а простой графический интерфейс, поддерживающий 14 языков (включая русский), позволяет быстро научиться работе с нею. Эти системы можно использовать для считывания информации с цифровых карт памяти практически всех форматов (для карт флэш-памяти типа хD потребуется применение PCMCIA-адаптера) и переноса отобранных изображений на фирменный носитель Kodak Transfer CD для их последующей печати в фотолабораториях.
Стандартная цена Kodak Order Station со склада в Москве составляет $2750, в течение 12 месяцев предлагается гарантийное обслуживание с возможностью полной замены всей системы (по принципу "replacement unit"). Цена упаковки Kodak Transfer CD из 50 шт. - $29,5. На настоящий момент уже продано 26 станций Kodak Order Station.
По словам Павла Гурова, менеджера по продаже цифровых мини-лабораторий и главы отдела любительской фотографии российского отделения Kodak, при себестоимости Kodak Transfer CD 16 руб. и готового отпечатка порядка 1,5 руб. конечная цена фотографии формата 10ґ15 составит 8 руб. Основной расходной статьей при этом является заработная плата персонала. Петр Барышников, генеральный директор фирмы "ПроЛаб", установившей в своих центрах цифровые станции Kodak в рамках собственной программы "Цифра есть!", сообщил о достижении в августе текущего года количества заказов через Kodak Order Station порядка 60 в месяц и объема месячной выручки на уровне $800.
Интересно, что, несмотря на большие емкости твердотельных модулей памяти и компакт-дисков, среднее число отдаваемых одним клиентом на печать изображений колеблется в районе 30 файлов, что практически равноценно сдаче одной пленки. Возможно, не последнее значение здесь играет привычка.