СТРАТЕГИИ
наметил пути развития бизнеса корейской компании в эпоху цифровой конвергенции
Масштабы маркетинговой активности Samsung Electronics (www.samsung.ru) стремительно растут. На втором этапе SAMSUNG Global Roadshow’2003 в Стамбуле 27 октября собрались практически все первые лица корейской корпорации, включая вице-председателя и генерального директора Джонг Йонг Юна, руководителей ключевых подразделений и региональных отделений, а также свыше 600 бизнес-партнеров и журналистов из Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока (первый, американский этап состоялся в сентябре в Нью-Йорке). Крупнейшая в истории Samsung Electronics конференция под названием "Цифровое вдохновение" (DigitAll Inspiration) была построена в интерактивном формате и посвящена обсуждению глобального видения развития бытовой электроники и ИТ, стратегии и партнерской политики компании. На сопровождавшей форум выставке участники мероприятия могли посмотреть и опробовать новейшие технологии и продукты, многие из которых прошли успешные испытания в Корее и в ближайшее время появятся на мировом рынке.
Джонг Йонг Юн: "Люди делают технологии,
технологии определяют будущее"
Корейский гигант проводит последовательную работу, нацеленную на повышение ценности и престижности собственной торговой марки, и стремится утвердить себя в роли лидера, выходящего на новый качественный уровень процесса цифровой конвергенции. Г-н Юн выделил три основные ступени этого процесса. На первом этапе происходила цифровизация продукции - компьютеров (1960-е годы), телекоммуникационных (1970-е), аудио- (1980-е) и видеосистем (1990-е). В частности, в 1990-х годах началась эра DVD и цифрового телевидения. На втором этапе, уже в новом веке продукты для дома, офиса и дороги приобретают широкую функциональность и возможность совместного применения. На третьей фазе, которая начнется в 2006 г., сольются воедино телекоммуникационные и широковещательные сервисы. По оценкам аналитиков, через три года ожидается резкий рост уровня распространения широкополосных проводных технологий, которые к тому времени уже охватят 70% населения в Корее, 40% в Японии и примерно 35% - в США. Тогда же число пользователей услуг беспроводной связи поколения 3G (EDGE, WCDMA и 1x-EV) приблизится к 400 млн. человек, или к 25% всех абонентов мобильной связи. На новой фазе конвергенции услуг станет реальной передача разнообразного медиаконтента по одному и тому же каналу, что позволит удешевить этот сервис и сделать его привлекательнее для широких слоев потребителей. Глава Samsung Electronics усматривает в цифровой конвергенции очевидные преимущества как для промышленности, получающей более широкие возможности интеграции отраслей, так и для сфер культуры и науки, где стираются всякие границы.
"Чтобы преуспеть в эпоху цифровой конвергенции, Samsung Electronics должна оптимизировать свою структуру, сконцентрировавшись на инновациях в наиболее важных областях", - считает г-н Юн. Он объявил о четырех стратегических направлениях развития бизнеса - продукты для дома, офиса, мобильных пользователей и ключевые электронные компоненты. В качестве наиболее важных и перспективных решений глава корпорации назвал сети домашней электроники и бытовой техники, CDMA-технологию передачи данных EV-DO (поддерживает видео по заказу, мобильные платежи и т. д.), шлюз между проводными и беспроводными бизнес-приложениями InfoMobile (его уже использует свыше 100 корейских организаций) и новейший 533 МГц интегрированный ARM-процессор для смартфонов и ручных компьютеров.
По словам г-на Юна, Samsung Electronics намерена активно инвестировать в исследовательскую деятельность, производство и высококлассных специалистов. К 2010 г. размер отчислений на исследования и разработки должен превысить 8% от объема продаж (против 6,1% в 2003-м). Одновременно число "остепененных" специалистов (Ph.D) вырастет почти до 4,5 тыс. человек (сейчас их насчитывается 1800).
Судя по последним финансовым отчетам, компания успешно развивает свой бизнес. Так, в первом полугодии 2003 г. оборот был равен 16,2 млрд. долл., а чистая прибыль - 1,9 млрд. долл. А III квартал оказался самым успешным в истории Samsung Electronics: объем продаж вышел на уровень порядка 9,5 млрд. долл., операционная прибыль выросла (по сравнению с предыдущим кварталом) на 77% и составила почти 1,7 млрд. долл., при этом чистая прибыль достигла примерно 1,6 млрд. долл.
Высокая рентабельность позволяет Samsung Electronics последовательно расширять свою инвестиционную и партнерскую программу. На нью-йоркском форуме было объявлено о технологическом и маркетинговом альянсе с Napster, нацеленном на создание портативных музыкальных устройств на платформе Napster 2.0 (первый плод сотрудничества можно было увидеть на выставке в столице Турции). А горячей новостью стамбульской конференции стал анонс совместного с Sony предприятия по выпуску жидкокристаллических панелей седьмого поколения по технологии аморфных тонкопленочных транзисторов (amorphous TFT). Пока подписан меморандум о намерениях, само же СП с равнодолевым участием, как ожидается, будет оформлено в I квартале 2004 г., после завершения всех положенных согласований. Производственная линия стоимостью порядка 2 млрд. долл. будет развернута в Танжуне (Корея). К лету 2005 г. планируется ее выход на проектную мощность в несколько десятков тысяч пластин размером 1870ґ2200 мм ежемесячно. Компании рассчитывают с помощью совместного производства укрепить свои позиции на весьма перспективном рынке цифрового телевидения: спрос на ЖК-телевизоры в 2005 г. прогнозируется на уровне 14 млн. шт., что составит не менее 10% всего мирового рынка телеприемников.
Приятно отметить, что Samsung Electronics продолжает демонстрировать особое отношение к российскому рынку ИТ и бытовой электроники, которое заметно контрастирует с политикой многих ведущих мировых производителей. По словам старшего менеджера российского отделения компании Сергея Певнева, делегация из России и стран СНГ оказалась на стамбульском форуме одной из самых многочисленных (порядка 45 человек) - больше дилеров и журналистов приехало разве что из Китая. Впервые на моей памяти на столь масштабной международной ИТ-конференции был организован синхронный перевод на русский язык выступлений пленарного заседания и пресс-конференции. А в частных беседах менеджеры компании не скрывали своего заинтересованного отношения к событиям на российском рынке, демонстрирующем ныне едва ли не самые высокие темпы роста в мире.
О новых технологиях и продуктах Samsung Electronics, представленных в Стамбуле, мы расскажем в следующем номере PC Week/RE.