РЕЦЕНЗИИ
Петров М. Н., Молочков В. П. Компьютерная графика. Учебник для вузов. М.: "Питер", 2002. - 736 с.
Компьютерная графика получила за минувшее десятилетие очень широкое распространение. Сейчас трудно себе представить, допустим, дизайнера, не использующего в своей работе компьютер. Однако настоящих профессионалов в этой области довольно мало, что не в последную очередь объясняется недостаточным количеством хорошей литературы. Значительная часть имеющихся на сегодня публикаций посвящена описанию, иногда весьма подробному и качественному, конкретных графических пакетов, но найти книгу, в которой излагаются самые основы машинной графики, не так-то просто. В результате даже те, кто освоил какой-нибудь пакет, зачастую не могут добиться требуемого результата из-за непонимания, к примеру, ограничений, накладываемых различными цветовыми моделями, и физических причин, обуславливающих эти ограничения. Метод "научного тыка" в таких ситуациях работает, прямо скажем, плохо.
Рецензируемая книга представляет собой учебник по компьютерной графике для вузов. Она содержит тринадцать глав, разделенных на четыре части.
Первая часть состоит из пяти глав, посвященных изложению базовых принципов построения компьютерной графики. В первой главе рассматривается аппаратура, необходимая для работы с графическими пакетами, следующие три главы знакомят читателя с теоретическими основами работы с цветом - цветовыми моделями, системами соответствия цветов, измерением, калибровкой и управлением цветом. В пятой главе речь идет о распространенных графических форматах.
Вторая часть книги (четыре главы) повествует о растровой графике. Здесь первая глава - вводная, в остальных трех описываются наиболее часто используемые пакеты растровой графики - MS Paint, Adobe Photoshop, Corel PHOTO-PAINT.
Третья часть (три главы) отведена системам векторной графики: сначала излагаются ее основы, а затем рассказывается о пакетах Corel Xara и Corel DRAW.
Последняя, четвертая часть книги, состоящая из одной единственной главы, посвящена самой загадочной для большинства пользователей графике - фрактальной. Помимо общих сведений о ней, вниманию читателя предлагаются описания программ MetaCreations Art Dabbler и Fractal Design Painter.
В конце учебника помещены глоссарий и алфавитный указатель. На прилагаемом к книге CD-ROM’е содержатся библиотека цветных изображений, сгруппированных по главам, дополнительный материал по графическим пакетам, а также условно-бесплатная программа просмотра графических файлов ACDSee.
В целом книга оставляет хорошее впечатление. Язык изложения не вызывает затруднений, объем теоретического материала достаточен для понимания основных принципов компьютерной графики, но не перегружен излишней математикой и техническими подробностями. При рассмотрении конкретных графических пакетов внимание авторов сосредоточено на их основных возможностях, что позволяет читателю получить первоначальные навыки работы с ними и при этом не "утонуть" в обилии новых сведений. В учебнике имеется значительное количество примеров-упражнений, с помощью которых приобретенные знания закрепляются на практике.
Вместе с тем нельзя не сказать и о некоторых недостатках этой книги. Наибольшие нарекания вызывает ее последняя глава - уж очень мал ее объем, чтобы на сколько-нибудь приемлемом уровне разобрать такую интересную тему, как фрактальная графика. Оставляет чувство неудовлетворенности и первая глава, где рассматривается используемая для компьютерной графики аппаратура. Изложенные в ней сведения уже, что называется, несколько отстали от жизни. Впрочем, это, наверное, и не удивительно, поскольку прогресс в области "железа" весьма стремителен. Довольно неудачно, на мой взгляд, и построение самой главы. Мне кажется, что 70 потраченных на нее страниц лучше было бы добавить к тем 36, что выделены под фрактальную графику.
И еще одно замечание. На лицевой стороне обложки книги сказано, что она представляет собой "фундаментальный курс, охватывающий все основные разделы компьютерной графики", в то время как на оборотной стороне той же обложки книга характеризуется как "базовый курс". Последнее куда ближе к истине.