КОНФЕРЕНЦИИ

Седьмой Европейский форум пользователей системы Catia (European Catia Forum, ECF), проходивший в ноябре в Диснейленде под Парижем, продемонстрировал твердую приверженность альянса IBM/Dassault Systemes идее Product Lifecycle Management (PLM). Преимуществам управления информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла было посвящено большинство пленарных докладов, секций и семинаров.

ECF, на этот раз собравший около 2000 пользователей и партнеров IBM/Dassault из 30 стран, по традиции состоял из двух частей. Первая включала обычный для такого рода технических конференций набор презентаций хозяев форума, сообщений пользователей и семинаров для специалистов - всего было сделано около 100 докладов в шести параллельных секциях. А вторая представляла собой выставку, на которой IBM, Dassault и их многочисленные партнеры на 50 стендах демонстрировали продукты и методы для реализации технологии PLM.

PLM - в жизнь

В этом году главной темой форума было не представление новых продуктов или стратегий, а продвижение технологии PLM среди пользователей. Это стало ясно уже на пленарном заседании: из семи выступавших один был из IBM, один - из Dassault, а остальными оказались пользователи, поделившиеся положительным опытом внедрения PLM, и аналитик, рассказавший о достоинствах этой технологии.

Первым слово взял Кевин О’Мара из аналитической компании AMR Research, который остановился на роли PLM в нынешней сложной экономической ситуации. Чтобы выжить, предприятия вынуждены как можно быстрее выпускать в продажу новые продукты и расширять сотрудничество с партнерами, а при этом корпоративные системы и технологические процессы постоянно усложняются. "Нужны новые инструменты для поддержки инноваций, - заявил он. - Выход - внедрение PLM, но поставщики должны так продвигать эту технологию, чтобы заказчикам были понятны ее преимущества". Именно так и поступили IBM и Dassault, устроив на пленарном заседании круглый стол с участием трех предприятий из разных отраслей промышленности - итальянского производителя сельскохозяйственного оборудования Maschio, германского автомобилестроительного концерна BMW и его "земляка", изготовителя электроники для автомобилестроения Siemens VDO. Оказалось, что использование PLM позволило Maschio сократить время выпуска продукции на рынок с 18 до 8 месяцев, снизить затраты на изготовление макетов на 60% и увеличить число повторно использованных моделей на 80%; BMW благодаря применению этой технологии смог значительно уменьшить время на разработку новых автомобилей, на 80% ускорив процесс внесения изменений в конструкцию и увеличив объем моделирования для проверки изделий до их запуска в производство, а Siemens VDO удалось оптимизировать использование ресурсов и организовать коллективную работу над проектами с партнерами не только из Германии, но и за пределами страны.

Гоночный автомобиль, разработанный с помощью продуктов Dassault

От лица организаторов форума выступили Скотт Хопкинс, генеральный менеджер отделения IBM PLM, и Бернард Чарльз, президент и главный исполнительный директор Dassault Systemes. Придерживаясь основной идеи форума, г-н Чарльз основное внимание уделил главным преимуществам PLM. По его словам, прежде всего это одновременный доступ к данным обо всем жизненном цикле изделия. "Теперь все можно делать одновременно - проектировать, тестировать и оптимизировать, - подчеркнул он. - Раньше эти операции выполнялись только последовательно. В результате появилась возможность увеличить долю виртуального моделирования и сэкономить на изготовлении дорогих физических макетов". Далее он сообщил, что интегрированный PLM-комплект компании Dassault, включающий САПР CATIA, систему подготовки технологического процесса DELMIA и две программы управления инженерными данными - SmarTeam и ENOVIA, основан на открытых стандартах и поддерживает 22 тыс. программных интерфейсов. Такая открытая архитектура позволила создать целую экосистему - так в Dassault называют структуру, состоящую из многочисленных партнеров из разных стран мира, которые разрабатывают приложения, оказывают сервисные услуги и подготавливают технологические решения. В результате сейчас для этой платформы написано 180 программ, охватывающих все процессы, необходимые для выпуска продукции. Такая политика приносит свои плоды: из ведущих поставщиков PLM-продуктов только альянсу IBM/Dassault удалось в прошлом году увеличить объем продаж новых лицензий и тем самым укрепить свое лидирующее положение на рынке PLM (см. диаграмму). Чтобы обеспечить дальнейший рост своего бизнеса, Dassault собирается расширять сферу деятельности за пределы традиционных пользователей САПР. В качестве примеров новых областей применения PLM на конференции были представлены два оригинальных проекта, выполненных с помощью CATIA: итальянский театр Arena di Verona использовал ее для постановки оперы "Турандот", а известный архитектор Фрэнк Джентри - для проектирования нового концертного зала Disney в Лос-Анджелесе. Вывод ясен: теперь PLM-продукты решают не только инженерные проблемы, но и задачи, с которыми приходится сталкиваться в обычной жизни.

 

Оборот лидеров рынка PLM

Тему новых областей для PLM продолжил г-н Хопкинс, который подчеркнул, что, представляя на конференции лучшие методы внедрения этой технологии у разных заказчиков, IBM ставит своей целью не только углубляться в решение технических вопросов, но и выходить на новые рынки. В качестве примера он привел новое решение IBM PLM Express, дающее возможность организовать управление информацией о жизненном цикле изделий небольшим предприятиям (см. PC Week/RE, N 30/2003, с. 23).

PLM-архитектура IBM/Dassault

Сначала немного истории. В 1981 г. IBM и Dassault заключили альянс и с тех пор выступают на рынке САПР как единое целое. Трудно найти в компьютерной индустрии другой такой прочный союз. На чем же он держится? На этот вопрос ответил один из основателей Dassault Systemes Франсис Бернар, занимающий сегодня пост советника исполнительного комитета. По его словам, в 1977 г. крупная французская авиастроительная фирма Avion Marcel Dassault разработала для собственных нужд систему трехмерного моделирования CATIA (Computer-Aided Three-Dimensional Interactive Application), а через четыре года создала для ее продвижения на рынок компанию Dassault Systemes. Эта молодая фирма, рассказал г-н Бернар, решила не тратить время на создание собственной структуры сбыта, а найти партнера, уже имеющего такую сеть. И нашла его в лице IBM, которая в то время продвигала двумерную САПР CADAM. Видимо, трехмерная CATIA понравилась Голубому гиганту больше, и обе компании заключили неэксклюзивный договор, по которому Dassault отвечала за разработку этой системы, а IBM - за ее продажу. В результате обе оказались в выигрыше. Первая смогла быстро организовать сбыт в разных странах мира, а вторая получила удачный продукт. "Этим и объясняется долголетие нашего партнерства", - закончил г-н Бернар.

Решения IBM/Dassault в России

По словам Раймо Никкила, регионального менеджера IBM PLM по Северной, Центральной и Восточной Европе, сейчас бизнес этой компании в нашей стране развивается успешно: годовой рост оборота в процентах выражается в больших трехзначных цифрах. Причина - рост экономики после кризиса. "Российский рынок - самый большой в этом регионе", - отметил он. Продвижение продуктов Dassault началось примерно в 1992 г. с системы CATIA. У нас ее используют автомобилестроительные компании (в частности, ГАЗ и АвтоВАЗ), авиационные предприятия (например, фирма Boeing, которая имеет в Москве большое подразделение), судостроители. Всего в России продано порядка тысячи лицензий на CATIA. Российские предприятия проявляют интерес и к технологии PLM, но в целом спрос на нее здесь пока еще гораздо ниже, чем во многих других странах, где работает IBM, отметил г-н Никкила.

Продвигая продукты Dassault в нашей стране, подразделение IBM PLM работает с заказчиками напрямую или через партнеров - компании "Гетнет", Mebius, "Би-Питрон" и ITService. Кроме того, альянс IBM/Dassault развивает и образовательные программы. Так, прошедшей весной в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете был открыт судостроительный центр на базе PLM-продуктов Dassault.

С тех пор CATIA прошла длинный путь. Теперь эта система включает средства автоматизированного проектирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM), инженерного анализа (САЕ) и позволяет решать все конструкторские задачи - от разработки концепции до выпуска чертежей, спецификаций, монтажных схем и управляющих программ для станков с ЧПУ. В 1998 г. система была существенно усовершенствована - вышла версия CATIA V5, содержащая кардинальные изменения: новое ядро геометрического моделирования, современный интерфейс, средства поддержки Windows. Однако далеко не все пользователи оказались готовы к такому новаторству, и в результате переход к четвертой на пятую версию затянулся. Даже сейчас еще многие используют CATIA V4, и Dassault с IBM вынуждены одновременно поддерживать две системы. Чтобы подстегнуть переход на V5, требовалась веская причина. И она нашлась. В самом конце 90-х IBM выдвинула концепцию PLM, и союзники воспользовались ею. "Лучший способ продвинуть пятую версию - это представить ее как необходимый шаг для перехода с CAD на PLM, - объяснил Франсис Бернар. - Ведь современному предприятию помимо CAD нужны и другие программные средства - для управления данными, знаниями и коллективной работы". Все эти возможности предоставляет PLM. Идея оказалась настолько удачной, что ее подхватили прочие игроки рынка САПР. Дело в том, что предприятиям уже давно требовалась технология для объединения разрозненных участков автоматизации, образовавшихся в результате внедрения различных систем - CAD, CAM, CAE, ERP, CRM и т. п. - в общем информационном пространстве, а также для реализации сквозного конструкторского, технологического и коммерческого цикла от подготовки проекта до утилизации. Эту проблему и призвана решить технология PLM.

В конце сентября Dassault выпустила 12-й релиз пятой версии своего PLM-комплекта. Подробному анализу входящих в него продуктов была посвящена одна из секций конференции. Новинок в V5R12 так много, что все перечислить невозможно, выделим лишь главные из них: включение 54 дополнительных приложений партнеров по разработке в CATIA 5 (теперь их число достигло 129), повышение уровня интеграции между САПР CATIA и системами управления инженерными данными SmarTeam и ENOVIA, расширение возможностей коллективной разработки и увеличение числа наиболее удачных примеров внедрения PLM в разных отраслях. Последнее дополнение особенно важно. Ведь готового решения для реализации этой концепции не существует. Каждое предприятие должно выработать свой способ перехода на PLM. А сделать это очень непросто. Нужна методика внедрения.

Тернистый путь к PLM

По словам Франсиса Бернара, внедрять PLM нелегко, ведь для этого предприятию приходится менять весь стиль работы. Приходится по-новому вести бизнес, управлять компанией, выполнять проектирование, сотрудничать с партнерами по проекту. "Я думаю, что PLM - такая же революция, как и переход с двумерного на трехмерное автоматизированное проектирование, - сказал г-н Бернар. - На это ушло примерно 10 лет, на полное внедрение PLM тоже потребуется не меньше". Поэтому не стоит удивляться, что пока еще ни одно предприятие не закончило реализацию этой технологии. Тем не менее он отметил, что процесс перехода идет весьма активно, и привел в качестве примера таких гигантов, как Boeing, DaimlerChrysler и Toyota. Правда, признал он, многие заказчики предпочитают внедрять управление информацией о жизненном цикле в новые проекты, а в старых продолжают использовать свои нынешние системы.

Более подробно на проблемах внедрения остановился Жан-Марк Дюше, руководитель подразделения IBM PLM по автомобильной промышленности. Существует несколько этапов реализации PLM, сказал он, которые зависят от приоритетов компании; например, одна фокусируется на автоматизации проектирования и управлении цифровыми моделями, а другая - на производстве. С помощью различных методик IBM помогает предприятиям разработать поэтапный план перехода на PLM, выбрать программные продукты, настроить их, преобразовать имеющиеся данные. Одновременно приходится решать важную проблему - проводить организационные изменения. Ведь одним из главных достоинств PLM являются поддержка параллельной работы над проектом разных специалистов (конструкторов, технологов, расчетчиков), которые раньше работали последовательно, и интеграция различных автоматизированных процессов. Таким образом, подчеркнул г-н Дюше, для перехода на эту технологию необходимы три компонента: программные продукты, методика внедрения и организационная работа. Без них невозможно реализовать полное PLM-решение.

С учетом этих требований становится ясно, что переход на данную технологию стоит недешево. Но, считает г-н Дюше, нужно учитывать не только затраты, но и преимущества. По его словам, IBM помогает заказчикам определять окупаемость PLM-проектов, и оказывается, что в каждом случае выгоды от их внедрения несравнимы со стоимостью решения. В качестве доказательства он привел управление сборкой автомобиля. Благодаря PLM изменение в одной детали автоматически отражается на всех других компонентах, которых касается это изменение. А таких связей между деталями в цифровой модели автомобиля очень много - до нескольких миллионов. Большинство крупных автомобилестроительных компаний - DaimlerChrysler, Volkswagen, Honda, Toyota и Ford - уже оценили это преимущество и внедрили управление цифровыми моделями. Теперь они приступают к следующим этапам перехода на PLM.

Чтобы упростить эту задачу, IBM и Dassault стараются сократить объем работ по настройке ПО. Для этого Dassault недавно анонсировала широкий спектр специализированных PLM-решений для разных отраслей: автомобилестроения, электротехники, строительной промышленности, авиастроения, производства упакованных товаров, а IBM организовала центр компетенции по управлению информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла, сфокусированный на отраслевые требования.

Но в целом переход на PLM - процесс очень длительный. "Внедрение PLM никогда не кончается, - подчеркнул г-н Дюше. - Ведь существует множество областей, в которых систему нужно совершенствовать и улучшать".

PLM - основа политики альянса IBM/Dassault

Седьмой форум ECF еще раз показал, что центральным стержнем деятельности IBM/Dassault остается технология управления информацией о жизненном цикле изделия. На ее продвижение направлены все усилия союзников - новые версии продуктов, работа партнерской сети, маркетинговая деятельность и стратегия развития. Учитывая, что и другие ведущие поставщики САПР и ERP уделяют PLM огромное внимание, можно надеяться, что вскоре нас ожидают любопытные перемены. Ведь, как уже отмечалось, PLM произведет на предприятиях, по мнению специалистов, подлинную революцию.