Эволюция группы компаний АСП. Проблемы и перспективы развития
История развития многих крупных московских компаний хорошо известна. А вот как проходило становление фирм, являющихся региональными брендами, и как эти фирмы видят свое будущее и будущее региона, знают далеко не все. Мы решили хоть немного восполнить этот пробел. Сразу отметим, что выбор первого "объекта рассмотрения" был далеко не случаен.
Во-первых, судя по отчетам большинства дистрибьюторов, Екатеринбург - третий в нашей стране город (после Москвы и Санкт-Петербурга) по объемам потребления традиционных ИТ-товаров. А во-вторых, региональных фирм, имеющих разветвленную сеть филиалов в своей и близлежащих областях и организующих многовендорные road show для корпоративных клиентов, не так уж много. Одна из них - группа компаний АСП (www.asp.ru), основанная в Екатеринбурге ее нынешним президентом Русланом Сагидуллиным и насчитывающая ныне около 300 штатных сотрудников (а началось все в феврале 1992 г. с двух человек!).
Руслан Сагидуллин: "Со временем сильные
фирмы становятся еще сильнее, а
более слабые сдают свои позиции"
В конце ноября ряд менеджеров этой группы, объединив усилия с представителями APC, IBM, Intel, Powercom и Rover Computers, проехали (на безотказном японском микроавтобусе) по уральским дорогам около 800 км. И все ради того, чтобы встретиться и поговорить с сотрудниками ИТ-отделов крупнейших предприятий и организаций, расположенных в городах Каменск-Уральский (200 тыс. жителей, 120 км от Екатеринбурга) и Курган (340 тыс. жителей, 280 км от Каменск-Уральского). Особый успех мероприятие имело в Каменск-Уральском, куда до этого (с официальным научно-просветительским визитом) вообще не ступала нога зарубежного вендора. В целом же бизнес-тур проходил под девизом "Информационные технологии для успешной работы", т. е. был нацелен исключительно на конечных пользователей.
Однако вернемся к истории фирмы. Поступая в 1988 г. на инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института (УПИ), Руслан Ильич, обладавший к тому времени званием кандидата в мастера спорта по фехтованию, имел четко поставленную цель: рано или поздно стать главным экономистом какого-либо серьезного государственного предприятия. Но захлестнувшая страну перестройка привела к тому, что работа на крупном государственном заводе потеряла былую привлекательность, а наиболее предприимчивые трудящиеся, стремясь обзавестись собственным делом (а чаще - просто заработать на жизнь), стали основывать различные кооперативы, CП и прочие объединения. Поддавшись общему энтузиазму, Руслан, в то время студент 4-го курса УПИ, основал сначала Ассоциацию содействия предпринимательству (не совсем представляя, чем именно она будет заниматься), а затем (в феврале 1992 г.) юридическое лицо под названием "Компания АСП". Уже в январе следующего года "Компания АСП" насчитывала сотню клиентов, а корпорация APC присвоила ей статус Power Partner. К сентябрю 1994 г. число клиентов "Компании АСП" перевалило за тысячу, а среди ее поставщиков появились софтверные фирмы "Информатик" (разработчик программ серии "Инфо-Бухгалтер") и "Интеллект-Сервис" (программы серии БЭСТ). В марте 1996 г. "Компания АСП" получила статус Microsoft OEM Patrner, что позволило ей предустанавливать ПО Microsoft на ПК собственного производства. Сейчас "Компания АСП" обладает различными титулами более чем 15 поставщиков оборудования и продолжает расширять спектр предлагаемой продукции. О масштабах ее деятельности свидетельствует хотя бы тот факт, что ежедневно она выполняет примерно 70 заявок корпоративных клиентов и собирает (в среднем) свыше двухсот компьютеров.
В настоящее время костяк группы АСП (www.asp.ru) образуют три ООО: "Компания АСП" (на нее приходится почти 75% оборота группы), "Холдинг - АСП" (15%) и "Сервис - АСП" (10%). Исторически сложилось так, что "Компания АСП" (с нее, собственно говоря, и началось становление группы, насчитывающей в настоящее время в общей сложности около 300 штатных сотрудников) занимается работой с корпоративными клиентами, субдистрибуцией и розничными продажами. Эти три вида деятельности осуществляются как через ее центральную штаб-квартиру, расположенную в Екатеринбурге, так и через филиалы, открытые в Новоуральске (в ноябре 1996 г.), Снежинске (сентябрь 1997 г.), Кургане (март 1999 г.), Ханты-Мансийске (июнь 2001 г.) и Каменск-Уральском (апрель 2003 г.). Важно то, что центральная штаб-квартира и филиалы работают по единому прайс-листу.
В последнее время обороты "Компании АСП" увеличиваются примерно на 30% в год. При этом постоянно возрастает доля доходов, поступающих от поставок корпоративным клиентам. По словам президента группы АСП, в 2002 г. эта доля составляла 85%, в 2003-м, как предполагается, она достигнет 88%, а в 2004-м - 90%.
А вот доля субдистрибуции неуклонно уменьшается: 12% - в 2000 году, и, как ожидается, 5% - в 2003-м и 3% - в 2004-м. Причина - приход в Екатеринбург московских и петербургских дистрибьюторов, открывших в этом городе свои филиалы или склады и сделавших бизнес местных субдистрибьюторов абсолютно бесперспективным.
Немного растет доля розницы: с 3% в 2002 г. до 7% в 2003 г. Предполагается, что 7% будет и в 2004-м. Однако активно развивать это направление бизнеса Руслан опасается: ведь если данный сектор местного ИТ-рынка будут активно осваивать крупные федеральные розничные сети, характеризуемые относительно невысокими накладными расходами (в пересчете на рубль проданных товаров), то торговать придется себе в убыток. Остается одно - усиливать работу с корпоративными клиентами (в центральном офисе и филиалах), заинтересованными в приобретении качественных ПК, обеспеченных "мгновенным" сервисом в точках, находящихся в непосредственной близости от места обитания самого заказчика.
"Работа с филиалами требует постоянного внимания и отнимает у руководства много времени. Не эффективнее было бы расширить штаб-квартиру и активизировать работу с заказчиками, расположенными в областном центре?" - спросил я у г-на Сагидуллина. "Нет, - ответил он. - Цена прироста доли рынка в Екатеринбурге весьма высока. Свободных сегментов практически не осталось, а все крупные заказчики, по сути дела, уже поделены между местными интеграторами. По нашим оценкам, в настоящее время свыше 60% екатеринбургского ИТ-рынка держат около десяти компаний, на долю же остальных 190 компаний остается не более 40%. Я думаю, что через несколько лет 60% городского рынка придется уже лишь на пять компаний, ведь практика показывает, что со временем сильные фирмы становятся еще сильнее, а более слабые постепенно сдают свои позиции".
ООО "Холдинг - АСП" образовано в 1995 г. Оно не является управляющей компанией группы (как можно подумать из его названия), а, будучи официальным партнером Microsoft, "1С", "Интеллект-Сервиса", "ПиБи Софта", АСТОРа, "Лаборатории Касперского" и ряда других фирм, занимается продажей, внедрением и сопровождением прикладного ПО для целей финансового и административного управления. Приглядывается "Холдинг - АСП" (его численность, как и численность центрального офиса "Компании АСП", около 80 человек) и к так называемым тяжелым корпоративным информационным системам. Причем не из праздного любопытства, а в силу того, что к этим системам все большее внимание проявляют возрождающиеся предприятия Уральского региона.
Около 35 сотрудников группы заняты в компании "Сервис - АСП", специализирующейся на климатическом оборудовании (кондиционеры, вентиляторы, обогреватели и т. д.), а также на системах водоснабжения и канализации. Интересно отметить, что такого рода диверсификация весьма характерна не только для крупных региональных ИТ-фирм, но и для многих столичных.
Что дальше?
О региональных тенденциях Руслан Ильич говорит следующее.
- Передел собственности продолжается. Но если раньше предприятия скупались у государства практически за бесценок и зачастую с единственной целью - выгодно продать основные фонды и прочие ресурсы, то теперь их приобретают за реальные деньги и с надеждой вдохнуть в них вторую жизнь.
Когда пришедшее в полный упадок производство оказывается в руках нового собственника, то он первым делом пытается наладить на нем элементарный учет и контроль, т. е. понять, какими активами оно, собственно говоря, располагает. При этом, как правило, происходит омолаживание топ-менеджмента. К власти приходят специалисты, понимающие, что управлять надо в реальном масштабе времени, а не на основании сводок, обобщающих данные двух- или трехмесячной давности.
У "АСП - Кургана" офис и магазин расположены в одном здании
Профессионалы новой волны, как правило, сразу предпринимают меры к тому, чтобы продукция завода или фабрики была конкурентоспособна на мировых рынках. Они отдают себе отчет в том, что компания, не являющаяся прозрачной (т. е. в реальном масштабе времени не показывающая ни баланс, ни, что не менее важно, динамику этого баланса), не может рассчитывать на серьезные инвестиции ни со стороны отечественных, ни со стороны западных инвесторов.
Все вышесказанное неизбежно приводит к тому, что большинство обновленных предприятий начинает подготовку к внедрению ERP-систем. Но что мы имеем в результате?
В Свердловской области сейчас около 500 промышленных компаний. Однако не более десяти могут похвастаться тем, что у них успешно завершен хотя бы первый этап внедрения современной ERP-системы. Причины этого печального явления кроются не только в недостаточности ИТ-бюджетов и отсутствии консалтинговых компаний, готовых нести материальную ответственность за правильность выбора ERP-системы. Немалый вред наносит кажущееся многообразие.
Да, существующие на рынке ERP-системы отличаются друг от друга идеологией построения, архитектурой, интерфейсом, используемыми платформами и многими другими параметрами. Однако их функциональные возможности очень близки. Даже в функциональности столь отличающихся друг от друга комплексов, как SAP R/3 и система программ "1С:Предприятие 8.0", можно усмотреть много общего. Но огромная разница кроется в производительности систем. В том, как быстро они позволяют выдавать обобщенную информацию менеджерам различного уровня. В то же время мало кто из консультантов, глядя на установленные заказчиком спецификации, может сказать, каково будет реальное быстродействие системы, когда ее базы загрузят гигабайтами данных.