Е. Г
Производители и крупные пользователи систем PLM (Product Data Management - управление жизненным циклом изделия), создали сообщество JT Open (www.jtopen.com). Его цель - продвижение единого формата для визуализации и коллективного использования инженерных данных. Инициатором является отделение UGS PLM компании EDS, которой принадлежит формат JT.
Технология PLM направлена на управление данными об изделии, поступающими от различных средств автоматизации проектирования (CAD, CAM, CAE) и других корпоративных систем (например, ERP). Но ее трудно реализовать из-за проблем с обменом информацией между этими неоднородными средами. Предполагается, что формат JT позволит хотя бы в некоторой степени их решить. Он служит для описания трехмерных моделей и, несмотря на небольшой размер файла, дает возможность сохранить много важной информации - точные геометрические параметры, структуру продукта, его атрибуты, текстуру и данные для изготовления. Поэтому пользователи применяют JT для обмена информацией между различными САПР и для хранения инженерных данных. Чтобы расширить его распространение и превратить в стандарт де-факто, организация JT Open выпустила одноименный набор инструментальных средств, который поддерживает самые разные платформы (включая Microsoft Windows, Sun, HP, SGI и IBM AIX) и позволяет разработчикам создавать приложения, способные записывать и читать JT-файлы.
Участие в этом сообществе платное - все его члены подписывают контракт и вносят ежегодный взнос. За это они получают право использовать инструментальный набор и продавать JT-совместимые продукты другим членам JT Open, не взимая с них плату за использование JT (остальные должны платить отчисления компании EDS). В настоящее время в JT Open вступили UGS PLM, Ford, General Motors, Mazda, PTC и ряд университетов, а DaimlerChrysler собирается присоединиться в будущем году.
Безусловно, единый формат необходим рынку PLM. Ведь эта отрасль отличается чрезвычайно закрытыми технологиями. Но пока неясно, сможет ли JT переломить ситуацию. Для этого его должно поддержать большинство ведущих поставщиков, а на данный момент в рядах JT Open отсутствуют такие лидеры рынка САПР, как Dassault и Autodesk. Кроме того, есть и другие претенденты на роль единого формата - eDrawings (SolidWorks), XVL (3D), PDF (Adobe). Правда, JT широко распространен в автомобильной промышленности - например, General Motors применяет его с 1998 г. и имеет порядка трех миллионов JT-файлов. Время покажет, удастся ли ему завоевать и другие отрасли.