КОНФЕРЕНЦИИ
В конце ноября в подмосковном Нахабине прошла первая международная конференция "Процесс - Энергетика 2003"
Тот процесс, который происходит сегодня в российской энергетике, мне кажется, лучше всего определяется словом "перекраивание". Детально описанное в Концепции стратегии РАО "ЕЭС России" на 2003-2008 г. и подкрепленное соответствующим пакетом законопроектов, реформирование отрасли набирает силу, осторожно осваивая рыночные правила.
В законе "Об электроэнергетике" (март 2003 г.) сообщается, что основная задача реформы - разделить эту индустрию на два сектора: монопольный и конкурентный. К первому отойдет транспортировка, распределение электроэнергии и ее диспетчеризация, а ко второму - генерация и сбыт. Для реализации принятых постановлений и законов уже сделаны существенные шаги: сформирован так называемый системный оператор (отвечающий за правильное распределение энергии в масштабах страны), действия которого регулируются государством; создана Федеральная сетевая компания (ФСК), "экспериментирующая" с 1 ноября текущего года в секторе свободной торговли (5-15% объема всего оптового рынка электроэнергии РФ); разрабатываются механизмы формирования и обособления оптовых генерирующих компаний и др.
Герберт Киндерманн: "Переход к
клиентоориентированной рыночной
модели требует пересмотра внутренних
процессов энергетических компаний"
О том, какие задачи придется решать предприятиям отрасли в связи с означенными нововведениями, шла речь 19-20 ноября на конференции энергетиков в Нахабине, инициированной компанией "Логика бизнеса" (www.blogic.ru).
"В контексте этой реформы предстоит наладить деятельность оптового рынка электроэнергии, когда генерирующие компании начнут продавать произведенную энергию оптовикам, - говорит Мария Каменнова, генеральный директор "Логики бизнеса", - а также "запустить" розничный рынок электроэнергии, усовершенствовав отношения с клиентами и поэтапно либерализовав цены на электроэнергию. Кроме того, необходимо реорганизовать региональные энергетические компании (всем известные АО-энерго), выделив из них следующие направления деятельности: генерацию (электростанции), транспортировку, сбыт. Ну и развивать технологическую инфраструктуру электроэнергетики, чтобы все участники имели одинаковые возможности при подключении к транспортным артериям.
Коль скоро возникает рынок свободной торговли (как оптовой, так и розничной), то всех волнует эффективность рыночных процессов, ранее не свойственных энергетическим компаниям, для которых это означает очень серьезный пересмотр принципов управления на всех уровнях. Ведь у предприятий отрасли появляются новые цели: освоить эффективное управление активами, издержками, персоналом, т. е. научиться работать независимо от государства и его дотаций.
Кроме того, с 2003 г. энергетические компании стали больше думать о своей инвестиционной привлекательности (ведь всем нужны средства на реконструкцию и развитие, на ввод новых мощностей и т. п.)".
Дабы российским энергетикам было не так "страшно" осваивать непривычную для них рыночную модель, организаторы конференции пригласили поделиться опытом энергетиков из Чехии, где реформа продвинулась дальше. Там активная фаза началась в 2001 г., и к сегодняшнему моменту участники реформы уже смогли сообщить о первых результатах либерализации. К примеру, цена на электроэнергию для авторизованных клиентов в 2002 г. в Чехии снизилась на 5-8%, а экономия для заказчиков составила 1,5-2 млрд. чешских крон. Кроме того, в 2002 г. сменили поставщика энергии 6 авторизованных клиентов, а в 2003 г. - уже более 30.
О своем серьезном опыте работы в энергетике разных стран (в Германии, Чехии, Польше, Венгрии и др.) поведали и представители немецкой компании IDS Scheer AG - стратегического партнера "Логики бизнеса".
"Процесс преобразования энергетических компаний, сопровождающийся либерализацией цен на энергию, уходом от монополистической схемы к клиентоориентированной рыночной, когда потребитель вправе выбирать поставщика, а у поставщика возникает необходимость удержать клиента, требует серьезного изменения внутренних процессов энергетических компаний, - сообщил Герберт Киндерманн, член расширенного совета директоров IDS Scheer. - Во всех странах бывшего социалистического лагеря подход к реформированию энергетики одинаков - везде идет разделение на три составляющие: генерирующая (производство электроэнергии), транспортная (доставка), сбытовая (продажа конечному пользователю).
В связи с либерализацией цен компаниям необходимо теперь очень точно представлять, каковы их издержки в каждом из перечисленных процессов (актуальным становится управление стоимостью процессов, себестоимостью энергии). Контроллинг выходит на первый план.
Еще один важный вопрос - как "повернуть себя" в сторону клиентов. Это прежде всего означает, что поставщик должен четко представлять себе поведение клиентов, их предпочтения, профиль потребления в разные периоды времени (в зависимости от сезона, времени суток и др.) и на основе этой статистики предлагать специальные тарифные программы, предусматривающие льготы в менее нагруженное время. Недаром CRM-системы, хранящие историю взаимоотношений с клиентом, стали очень востребованы в этой индустрии. Не говоря уже о традиционных биллинговых системах, присутствующих в специальных отраслевых решениях крупных ERP-поставщиков".
Со своей стороны, компания IDS Scheer предлагает энергетикам целый ряд услуг для управления этими непростыми процессами, опираясь на имеющиеся референтные модели и современные ИТ-решения, в которых они нашли отражение. Технологии для реинжиниринга и оптимизации внутренних процессов, обеспечивающие жесткий контроллинг затрат, снижение издержек всякого рода (в первую очередь на техобслуживание и ремонт оборудования) и т. п., помогают энергетическим компаниям плавно перейти в новое для них рыночное состояние. При этом измерение параметров процессов ведется на двух уровнях: оперативном (workflow и др.) и стратегическом (через ключевые показатели эффективности) с использованием различных инструментов, входящих в состав разработанного IDS Scheer набора ARIS Toolset, предназначенного для моделирования, оптимизации, измерения и контроля бизнес-процессов.
В области модных нынче инноваций немецкая фирма и ее партнеры тоже имеют предложения для энергетиков - например, подбор для них линии нетрадиционных сервисов в дополнение к уже имеющимся. Реализация новых идей позволяет зарабатывать больше. Скажем, в ряде стран энергетические компании по совету специалистов IDS Scheer используют обширную сетевую инфраструктуру для осуществления банковских транзакций, оказания телекоммуникационных, телевизионных, телефонных и других услуг.
Не стоит думать, что российские энергетики в ожидании грядущих перемен не предпринимали никаких действий в последние годы. Судя по выступлениям на конференции, среди них появились явные передовики, не только четко сознающие свой новый путь, но и успешно продвигающиеся по нему. Думаю, не ошибусь, если в этот список включу ОАО "Белгородэнерго", радикально реорганизовавшее свои бизнес-процессы и развернувшее у себя ИС на базе SAP R/3 на 600 рабочих мест; управляющую компанию "Волжского энергетического каскада", использовавшую методы и средства процессного подхода в реформировании региональных АО-энерго для создания сильной межрегиональной компании; ОАО "Пермская ГРЭС", построившее свое стратегическое управление на базе системы сбалансированных показателей, и некоторые другие предприятия.
В целом же позиция энергетиков по отношению к средствам реинжиниринга и автоматизации неоднозначная, осторожно-выжидательная. Активность проявляют лишь те, кто чувствует в себе силы стать "точками роста" в новой структуре. В то же время, судя по заявлениям руководителя РАО ЕЭС, период реформирования будет сопровождаться всплеском спроса именно на эти инструменты управления. Буквально в ближайшие два-три года.