ПРОЕКТЫ
Специфическая черта фармацевтической промышленности - посерийный учет исходного сырья и готовой продукции. Данное требование связано с необходимостью отслеживания сроков годности лекарственных средств (ЛС) и контроля качества готовой продукции. В связи с этим автоматизация предприятий фармацевтической отрасли в первую очередь призвана реализовать возможность ведения этого вида учета.
Основанный еще в 1936 г. комбинат "Акрихин" является одним из ведущих отечественных производителей ЛС. Его номенклатура насчитывает около 170 наименований препаратов всех основных фармакологических групп, причем 83% выпускаемой предприятием продукции входит в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденный Правительством РФ. Весной 2003 г. комбинат стал обладателем сертификата соответствия стандартам GMP Всемирной организации здравоохранения ("правильная производственная практика"), благодаря чему его препараты могут реализовываться не только в России, но и за рубежом.
В конце 90-х годов обслуживание информационной базы предприятия было решено перевести на качественно новый, более современный уровень. В результате тщательного исследования рынка ПО и анализа своих потребностей руководством комбината была выбрана система управления предприятием Navision Financials. В начале 2000 г. к ее внедрению приступили компания "Импакт-Софт" и ИТ-отдел комбината. Система была призвана наладить:
- эффективное управление процессами закупки и реализации;
- оперативный складской учет;
- ведение бухгалтерского учета с расширенной аналитической базой и управленческий учет;
- управление производством.
Внедрение началось с финансового отдела. В ходе автоматизации данного участка была настроена передача данных из Navision Financials в систему "клиент-банк". В процессе эксплуатации ПО пользователи и сотрудники отдела ИТ разобрались в логике работы программы, ее особенностях и возможностях. После этого автоматизация частично охватила участок бухгалтерии по учету закупок и расчетов с поставщиками.
При автоматизации складских операций специалисты компании "Импакт-Софт" предложили заказчику использовать новую версию системы, усовершенствованный функционал которой позволял вести посерийный учет с большей степенью детализации операций. Переход на Microsoft Navision завершился в начале 2002 г. Была создана программа переноса данных в новую версию, а сотрудники отдела ИТ протестировали работу программы на ранее автоматизированных участках.
Уже на новой версии была завершена автоматизация участка закупок сырья и материалов, охватившая все основные бизнес-процессы: формирование заказов на поставку, складские операции по оприходованию поступившего сырья и материалов, формирование бухгалтерских документов и отчетов.
Для ведения посерийного учета сырья был использован гибкий инструмент трассировки, позволивший реализовать метод FIFO для списания в производство сырья и материалов.
На следующем этапе внедрения работа специалистов компании "Импакт-Софт" и сотрудников ИТ-отдела шла параллельно, при этом была осуществлена:
- автоматизация участка реализации, включая отдел продаж и склад готовой продукции;
- автоматизация учета основных средств;
- автоматизация системы контроля качества.
На участке реализации готовой продукции возникла проблема формирования ее себестоимости, так как само производство еще не было автоматизировано и получить информацию о реальной себестоимости произведенной продукции из системы не представлялось возможным. В связи с этим специалистами компании "Импакт-Софт" создан отдельный компонент "Плановая себестоимость", в который заносится информация о плановой себестоимости для оприходования по ней произведенной продукции.
Важным фактором для ценообразования стала возможность формирования необходимого количества прайс-листов в разных валютах и ограничения их действия в заданном интервале времени. Для работы с клиентами в режиме on-line был создан линейный список готовой продукции, имеющейся в наличии на складе, с классификацией по ее фармакологическому действию.
Для оперативной работы на складе готовой продукции был настроен автоматический режим подбора заказа с учетом срока годности (в первую очередь использовались ЛС наиболее давних серий). А для оптимизации процесса сбора был создан складской документ с указанием стеллажей и складских ячеек, на которых размещены необходимые серии.
Системе контроля качества на "Акрихине" всегда уделялось особое внимание. Компания "Импакт-Софт" создала специальное приложение "Обеспечение контроля качества", полностью интегрированное со стандартными модулями системы.
Паспорт качества формируется в системе автоматически при оприходовании сырья. Сотрудники отдела контроля качества (ОКК) присваивают ему нужный статус (соответствует/не соответствует) и фиксируют его в системе. До этого кладовщики не могут произвести движения данной серии товара. Таким образом, система не допускает отпуск непроверенной серии в производство.
В задачи ОКК входят плановые перепроверки качества сырья, находящегося на хранении, и выписка нового паспорта с указанием нового срока годности. В связи с этим "Импакт-Софт" реализовал возможность формирования необходимого количества паспортов для данной серии с ключевым признаком действия ("паспорт активен"). Благодаря этому сохраняется история всех паспортов качества, оформленных для данной серии товара. Перечисленные возможности были высоко оценены проверяющими из Всемирной организации здравоохранения.
Работа системы Microsoft Navision на ОАО "Акрихин" приносит ощутимые результаты:
- отсутствует повторный ввод данных в локальные системы;
- оптимизированы учетные процедуры предприятия и сформирована необходимая отчетная документация для внутренних и внешних пользователей;
- производится посерийный учет сырья и готовой продукции с автоматическим отслеживанием сроков годности;
- обеспечен контроль качества сырья и материалов.
Пользователи отмечают также высокую надежность работы системы, устойчивость к ошибкам во внешних программных компонентах и к некорректным действиям при вводе данных. Обработка информации протекает намного оперативней по сравнению с аналогичным процессом в старом ПО.
Сейчас внедрение Microsoft Navision на "Акрихине" подходит к заключительному этапу - автоматизации контура производства, который завершит построение единой корпоративной информационной системы предприятия.