CRM
Попытки классификации CRM-систем и отнесения одних из них к аналитическим, а других - к операционным свидетельствуют не только о различии их функциональности, но и о предыстории соответствующих программных продуктов. Компания "Курс" (www.curs.ru), представившая очередную пятую версию своего решения Marketing Analytic, начинала в 1998 г. с выпуска средств статистического анализа маркетинговой деятельности и проделала по сути тот же путь, что и софтверная отрасль в целом: от разрозненных средств сбора данных о клиентах, автоматизации продаж и маркетинга - к интегрированной CRM-системе.
Теперь в составе Marketing Analytic появился полнофункциональный операционный CRM-модуль c-Commerce как основной источник информации, необходимой для проведения аналитических процедур. Для сбора и структурирования данных из разнородных внешних источников, включая учетно-управленческие системы, используемые на предприятии, предлагается модуль Buffer. Вся информация загружается в хранилище данных, после чего ее извлечение и обработку может выполнять модуль Analyzer. Если все эти подсистемы построены в клиент-серверной архитектуре, то остальные инструменты статистического анализа (Portfolio, Predictor, Conjoint, Geo) функционируют автономно на рабочих станциях. Здесь маркетологи анализируют подмножества данных, извлеченных из хранилища при помощи Analyzer.
Модуль Analyzer осуществляет три вида анализа: многомерный (OLAP), динамический (временные ряды) и статистический (разбиение исследуемых объектов на группы). Predictor служит для прогнозирования развития ситуаций, Geo - для анализа данных, имеющих пространственную привязку, Portfolio - для стратегического управления портфелем изделий или услуг.
Следует обратить внимание на модуль Conjoint, предназначенный для оценки изделия с точки зрения его потребительских свойств и для его оптимального конфигурирования. Вот типичная задача: производителю мобильных телефонов нужно построить линейку продуктов, отвечающую запросам массового покупателя, с различными сочетаниями в поставляемых на рынок моделях формы, цвета, голосового управления, функций будильника, органайзера, поддерживаемых технологий передачи данных, голоса и мультимедийного контента и т. д. Количество допустимых комбинаций здесь настолько велико, что провести сравнительный анализ всех конфигураций путем опроса или пробных продаж практически невозможно. Conjoint, используя методы планирования эксперимента, генерирует существенно более узкое подмножество тестируемых конфигураций (сочетаний факторов), результаты исследования которого тем не менее адекватно описывают всю их совокупность. Это означает, что, собрав статистику предпочтений покупателей по указанному узкому подмножеству, Conjoint может порекомендовать к выпуску вариант, который в этом подмножестве попросту отсутствовал.
По словам генерального директора "Курса" Сергея Картышова, поскольку отдельные модули Marketing Analytic разрешается приобретать независимо друг от друга, цена системы может варьироваться. Однопользовательская лицензия на все модули продукта обойдется заказчику в 2500-3000 долл.