Президент Буш призвал сенат США ратифицировать первый международный договор о киберпреступности.

В письме к сенату он назвал спорный договор Совета Европы "эффективным инструментом реализации глобальных мер по борьбе с компьютерными преступлениями" и "единственным многосторонним договором, решающим проблемы компьютерной преступности и сбора электронных улик".

США являются членом Совета Европы без права голоса, но они приложили много усилий к разработке договора о киберпреступности как способа установить международные стандарты в отношении мер по борьбе с нарушением авторских прав, онлайновым мошенничеством, распространением детской порнографии и несанкционированным проникновением в сети. Министерство юстиции США считает, что договор исключит "процедурные и юридические препятствия, способные задержать международные расследования или воспрепятствовать им".

Правозащитники критикуют договор с самого момента его публикации в начале 2000 г., утверждая, что он нарушает свободу частной жизни и наделяет государственные следственные органы слишком большой властью. Им вторят отраслевые союзы, такие, как Americans for Compu-ter Privacy и Internet Alliance, считающие, что договор ограничит анонимность или предъявит американским Интернет-провайдерам расплывчатые требования по ведению архивных записей.

"Этот договор не ограничивается только борьбой с киберпреступлениями, - считает директор программы "Технология и свобода" Американского союза гражданских свобод Барри Штейнхардт. - Он потребует от стран-участниц принятия разнообразных способов слежки и кооперации с другими странами, даже если расследуемое преступление совершено за их пределами".

Пока, по данным Совета Европы, договор ратифицировали всего три страны - Албания, Хорватия и Эстония. Если сенат поддержит его, а администрация Буша уверена в этом, так как положения договора уже включены в законодательство США, больше никаких законодательных мер не потребуется.

По условиям договора каждая страна-участница должна запретить распространение ПО, назначение которого - способствовать совершению определенных компьютерных преступлений, обязать Интернет-провайдеров предоставлять по требованию компетентных органов сохраненные данные о трафике, а также разрешить прослушивание сетей Интернет-сервис-провайдеров в реальном времени. Кроме того, договор предусматривает экстрадицию компьютерных преступников и позволяет полиции прибегать к совместным действиям со своими коллегами из других стран по организации электронной слежки.

По словам Буша, договор будет способствовать ликвидации "тихих гаваней" для преступников, включая террористов, которые могут угрожать интересам США из-за границы посредством компьютерных систем.

В дополнении к договору о киберпреступности Совет Европы запретил "ненавистнические высказывания" в Интернете, но этот распространенный в европейских странах запрет нарушает Первую поправку к Конституции США. В прошлом году американское Министерство юстиции заявило, что оно возражает против этого необязательного дополнения, но тем не менее поддерживает сам договор.

Таинственное второе дополнение к договору, обсуждавшееся вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 г., относится к тому, как обнаружить, отфильтровать и проследить связи между террористами. Тогда Совет Европы подтвердил, что такой проект существует, но в окончательный текст договора он не вошел.

     http://zdnet.ru

Версия для печати