ИТОГИ

Подводя итоги уходящего года, хочется вспомнить наиболее яркие явления. В индустрии САПР таковым, безусловно, стала технология PLM (Product Lifecycle Management), которая подразумевает управление всеми аспектами жизненного цикла изделия, начиная с выработки требований и разработки и заканчивая производством, поставками, сервисным обслуживанием и утилизацией. И хотя впервые об этой технологии заговорили несколько лет назад, ее активное внедрение и на Западе, и у нас началось лишь недавно.

По мнению аналитиков, PLM сейчас находится в том состоянии, в котором технология ERP была пять лет назад, - ее время наконец-то пришло. Все ведущие поставщики САПР объединили свои системы автоматизации проектирования (CAD), инженерных расчетов (CAE), автоматического управления производством (CAM) и управления инженерными данными (PDM) в интегрированные комплекты управления данными о жизненном цикле и энергично их продвигают, не жалея маркетинговых усилий. Например, Dassault и IBM посвятили PLM ежегодную европейскую конференцию пользователей, компания EDS провела аналогичную конференцию в Москве. А вообще, судя по сообщениям в прессе, тема управления информацией о жизненном цикле изделия в минувшем году звучала на многих подобных мероприятиях, что сыграло важную роль в популяризации этой технологии. Ведь пользователи уже утомились от обилия трехбуквенных сокращений, которыми богата софтверная индустрия вообще и отрасль САПР в частности. Их нужно убедить, что новая аббревиатура - не очередной маркетинговый лозунг, а реальная технология, помогающая решить насущные проблемы.

К сожалению, нередко выступления технических гуру по поводу PLM слабо проясняют этот вопрос, так как носят эффектный, но несколько отвлеченный характер. Неясности добавляет и отсутствие четкого определения. На вопрос, что такое PLM, главные идеологи отвечают длинно, но расплывчато. Поэтому приходится прилагать усилия, чтобы понять главную идею новинки. А идея-то весьма проста: интеграция информации об изделиях и поддержка коллективной работы над проектами. Это очень важная задача, от решения которой зависит судьба многих производственных предприятий. Чтобы выжить в условиях роста конкуренции, они вынуждены заниматься управлением жизненным циклом. По крайней мере, так в один голос утверждают аналитики. По их мнению, только это позволит быстрее выпускать в продажу новые изделия и повышать их качество, снижать объем брака и отходов, экономить за счет многократного использования проектов и замены физического моделирования на виртуальное и получать другие преимущества.

Очевидно, что любое предприятие с радостью ухватится за такую многообещающую технологию. И хотя переход на нее лишь только начинается, аналитические компании возлагают на PLM большие надежды и сулят этому рынку стабильный рост на несколько лет вперед.

Такие радужные перспективы привлекли внимание "смежников" из отрасли ERP, и недавно на это поле вышли лидеры отрасли - SAP, Baan и Oracle. Хотя они несколько отстали от законодателей моды PLM из стана САПР, но надеются наверстать упущенное, опираясь на обширную базу своих клиентов. Интерес со стороны этих гигантов также указывает на то, что движение в сторону PLM набирает обороты.

Правда, идея PLM звучит просто только на словах, а деле все гораздо сложнее, поскольку это - не готовое решение, а некий набор программных продуктов и методик внедрения. Дорога к светлому будущему под названием PLM длинна и терниста. Следуя по ней, приходится решать много проблем, и технических, и организационных, и финансовых. Чтобы облегчить жизнь пользователей и сократить объем работ по настройке ПО, поставщики в минувшем году предложили ряд практичных решений. Например, IBM выпустила четыре готовых комплекта PLM-продуктов для малого и среднего бизнеса, организовала центр компетенции для помощи предприятиям из ряда отраслей в реализации этой технологии и вместе со своим главным партнером на рынке САПР компанией Dassault начала поставки специализированных PLM-систем для разных отраслей: автомобилестроения, электротехники, строительной промышленности и других.

В том же направлении действует и главный конкурент Dassault - фирма EDS. Она тоже готовит решения для вертикальных рынков, в частности для фармацевтического и розничной торговли. Компания PTC опросила 350 предприятий и представила набор рекомендаций по внедрению PLM, основанный на лучших методах организации работ. В PTC считают, что многие руководители еще слабо знакомы с новой технологией и данный материал позволит им лучше в ней разобраться. А это очень важно, так как именно им принадлежит определяющая роль в реализации PLM. Ведь для этого недостаточно только выбрать подходящее программные продукты и их внедрить. Необходимо также внести серьезные изменения в организацию труда на предприятии. Сюда входят новые способы ведения бизнеса, управления компанией, выполнения заказов, сотрудничества с партнерами по проекту. Без участия высшего руководства здесь не обойтись. В этом переход на PLM напоминает внедрение ERP-систем. К счастью, такие организационные проблемы хотя и с трудом, но решаются. По крайней мере, на это указывает широкое распространение ERP-систем.

Но мы перечислили еще не все препятствия на пути к PLM. Задачу интеграции осложняет несовместимость различных САПР и отсутствие стандартов для обмена данными. Но и здесь наметились сдвиги. Так, недавно несколько поставщиков САПР и их ведущих клиентов организовали сообщество JT Open, цель которого - продвижение единого формата для описания трехмерных моделей. Конечно, о появлении стандарта говорить еще рано, ведь в сообщество вступили не все главные игроки рынка САПР. К тому же это далеко не первая попытка создать общий формат, а кроме того, на данную роль есть и другие претенденты. Но хорошо, что предпринимаются хотя бы какие-то шаги в направлении стандартизации.

У нас аббревиатура "PLM" еще мало известна. Но это не значит, что отечественные предприятия не внедряют системы для управления информацией о жизненном цикле. Просто они называют их по-другому - комплексными решениями для реализации сквозного цикла проектирования, инженерного анализа и подготовки производства. Так что Россия тоже движется в общем русле, хотя по количеству и по масштабам внедрения наши проекты, конечно, отстают от западных.

Когда мы год назад опрашивали отечественных поставщиков САПР о тенденциях на 2003-й, почти все единодушно высказались в пользу комплексных решений. И эти прогнозы оправдались. Так, по словам Артема Аведьяна, специалиста по маркетингу компании SolidWorks Russia, именно такие решения стали в уходящем году определяющим направлением российского рынка САПР. В качестве примера он привел проект в корпорации "Тактическое ракетное вооружение", направленный на реализацию комплекса из CAD/CAM/CAE/PDM/ERP-систем.

С ним согласен Виталий Талдыкин, директор по маркетингу компании "Топ Системы". Спрос на подобные решения растет с каждым годом, отметил он, и 2003-й не стал исключением. Они востребованы сегодня благодаря развитым функциональным возможностям, увеличению темпов компьютеризации предприятий и относительно невысоким ценам на российское программное обеспечение. Кроме того, среди пользователей растет понимание необходимости комплексного подхода к проектированию и производству. К сожалению, добавил г-н Талдыкин, спрос в нынешнем году сдерживали ограниченные финансовые возможности предприятий. Компания "Аскон" в 2003 г. выпустила новую систему "Лоцман:PLM" и, по словам менеджера по связям с общественностью Ильи Алькова, сейчас внедряет ее на ряде предприятий, включая "Интелтех" в Санкт-Петербурге, "Приморгражданпроект" во Владивостоке и др.

На большие перспективы PLM в России указывает и консультант фирмы SAP Александр Кочетков. Правда, считает он, это в основном относится к крупным предприятиям. Для доказательства г-н Кочетков назвал несколько проектов по внедрению части решений из системы mySAP PLM. Например, "Сургутнефтегаз" использует модули управления техническим обслуживанием и ремонтами в тесной связи с корпоративной ERP-системой, а Ленинградский механический завод вместе с ERP применяет средство управления проектами для серийного и единичного производств. В целом, отметил он, спрос на такие решения медленно, но верно растет. Конечно, не обходится без препятствий, так как у подавляющего большинства предприятий существуют и технические, и финансовые проблемы. Ведь затраты, неизбежные при полномасштабном внедрении комплексных систем, значительно превышают те суммы, которые в настоящее время направляются на развитие ИТ. Однако не следует забывать, что только реализация сквозной системы позволит получить ожидаемый эффект от вложенных средств.

Интеграция продуктов останется приоритетным направлением развития отечественного рынка САПР и на 2004 г. Так, г-н Талдыкин назвал в числе основных направлений поставку интегрированных решений, включающих средства CAD/CAM/CAE/PDM и ERP-системы, а также консалтинг. По мнению г-на Алькова, в будущем году главной тенденцией в России и в наиболее промышленно развитых странах СНГ будет размывание границ между рынками САПР и ERP. Процесс этот связан с переходом предприятий к более сложным и масштабным корпоративным информационным системам и с некоторым увеличением ИТ-бюджетов. Это мнение разделяет и г-н Аведьян. В 2004-м, отметил он, повысится спрос на системы класса PDM/Workflow в связке с CAD/CAM/CAE-решениями, а на отдельные CAD-продукты, не интегрированные в единую систему автоматизации предприятия, будет падать и к 2005-2006 гг. сократится до минимума.