Основные события мира софта’2003
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Уходящий год можно было бы назвать довольно рядовым для отрасли программного обеспечения, если бы не несколько действительно важных обозначившихся тенденций. Интеграция приложений (EAI) стала одной из наиболее "горячих" тем на Западе и начала набирать обороты в России. Конкретные причины этого - разные. Перед западными компаниями стоит проблема снижения издержек в области ИТ, и фирмы не торопятся тратить деньги на новые крупномасштабные проекты. В России рост интереса к EAI обусловлен накоплением большого количества ИТ-систем и приложений в результате эволюции бизнеса (слияния и поглощений) и самих ИТ-инфраструктур.
Основные изменения в области EAI характеризуются декларированным (!) переходом к Web-сервисным архитектурам. Большинство новых серверных продуктов предоставляют интерфейс доступа через Web-сервисы. Это значит, что по крайней мере часть функциональности современных интеграционных средств (например, коннекторов) не будет нужна для подключения новых приложений.
Не стоит думать, однако, что Web-сервисы решат все проблемы интеграции - несмотря на весь ажиотаж по их поводу, это во многом просто новый вариант удаленного вызова процедур. За шумом вокруг данной концепции, поднятым маркетинговыми службами софтверных компаний, не слышно здравых высказываний о том, что Web-сервисы остаются крайне незрелой технологией с точки зрения асинхронных взаимодействий, управления транзакциями и обеспечения безопасности. В тени остались многие смысловые проблемы интеграции, которые этой технологией не решаются никак, - скажем, проблемы преобразования данных. Нужно также как-то связывать совсем старые приложения. Поэтому Web-сервисам вытеснить традиционные EAI в ближайшее время не удастся.
Главное достоинство Web-сервисов в том, что они приняты в качестве стандарта разными вендорами, чего не было ни с CORBA, ни с DCOM, ни с RMI. В нынешнем году эта технология приблизилась к реальности благодаря выпуску первой версии набора спецификаций Web Services-Interoperability (WS-I), определяющих совместимость разных Web-сервисных платформ. Данный набор уже поддержан большинством производителей.
Появление Web-сервисов совпало с развитием направления интеграции на основе бизнес-процессов - это новая волна на Западе. Фактически все вендоры платформ интеграции сегодня предлагают подобные средства. Идея состоит в том, чтобы управление бизнес-процессами предприятия перенести из конкретных приложений на интеграционную платформу. Реально - это некий новый этап в развитии систем workflow, включающих сегодня в свой состав уже более развитые инструменты для описания процессов, слежения за динамикой их исполнения, управления их версиями. Пакеты workflow и раньше умели как-то интегрироваться с офисными и back-end-системами или выступали в тандеме с системами EAI. Теперь же, с появлением Web-сервисов, присоединять к ним приложения стало проще. Кроме того, они инкорпорировали более высокоуровневые средства "бумажного" описания процессов наподобие ARIS.
Основополагающей проблемой в развитии этих технологий, называемых BPM (Business Process Management), является доверие: клиент должен перенести свои ключевые бизнес-процессы из приложений в интеграционный слой. Теоретически эта концепция (она наиболее ярко выражена в Siebel Universal Application Network) выглядит так: есть множество приложений, разделенных на мелкие компоненты, есть наборы стандартизованных бизнес-объектов, которыми эти компоненты обмениваются, есть наборы модельных бизнес-процессов, связывающих приложения, и есть модифицированные пользователем модельные процессы и созданные им новые процессы. Вопрос в том, как управлять процессами, уже прописанными в существующих монолитных приложениях. В этом смысле наибольшие перспективы - у объявленного в уходящем году SAP NetWeaver. Он является не только интеграционной платформой, но и платформой для исполнения ключевого приложения автоматизации бизнеса.
Отойдя от темы интеграции, хотелось бы упомянуть о другой интересной тенденции - изменении восприятия корпоративных порталов. Перспективные в прошлом на Западе продукты сейчас набирают популярность в России, но не в их "классическом" качестве. Это ПО выступает в основном в виде платформы для построения корпоративных сайтов, по большей части информационных или торговых. А вот использование корпоративных порталов в качестве замены рабочему месту откладывается. Приятно вывести на базовую страницу почтовый ящик или данные из системы ERP. Но вот платить за это миллионы долларов пока всеобщей готовности нет. Возможно, это связано с фундаментальными изъянами подхода - "нулевой" клиент может не только повышать эффективность работы пользователя (за счет консолидации представления данных и доступа "из любого места"), но и снижать ее: из-за того, что слой логики приложений дистанционно удален от клиента, приложения становятся менее "отзывчивыми" и хуже настраиваемыми. Возможно, поэтому большинство программ, которые мы используем сегодня в реальной офисной работе, - это приложения, не имеющие Web-интерфейса. А вот как платформа для построения сайтов с "расширенной" функциональностью портальное ПО используется сегодня на все 100%.
Еще одна тема, вызывавшая стабильный интерес в этом году, - тема альтернатив платформе Windows. Речь, конечно, идет не просто об операционной системе, а о целом наборе приложений. В сентябре закончилось формирование ее реального конкурента - Sun Java Desktop System, поддержанного с back-end-стороны линейкой продуктов Sun Java Enterprise System. Анализ пакета Sun StarOffice 7 показывает, что это, если говорить об удобстве использования и наборе функциональности, огромный шаг вперед по сравнению со StarOffice 5.2 и 6. Фактически это уже рабочий продукт, вполне способный конкурировать с Microsoft Office. Лежащая в основе Sun JDS система Linux также стала значительно более дружественной по отношению к пользователю. Полезно и то, что рабочий интерфейс JDS аналогичен интерфейсу Windows.
Однако, как мне представляется, этот набор продуктов, несмотря на все свои достоинства, вряд ли сможет вытеснить Microsoft Office с его "пьедестала" в США - просто по соображениям американского консерватизма. Но у JDS есть отличные шансы на успех в Европе (где нет подобной зашоренности) и Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Китае. В первую очередь это касается государственных структур. Учитывая более гибкую, чем у Microsoft, позицию Sun в вопросах открытия кода своих программных продуктов и более простую схему лицензирования, да и геополитические соображения, Java Desktop System обречен набирать в этих регионах популярность. И первые сигналы, свидетельствующие об этом, уже поступают - достаточно назвать известный китайский контракт и проекты по применению JDS в госорганах Великобритании.
Но стоит помнить, что интерес к Linux важен лишь на фоне интереса к Windows, который по-прежнему силен и в ближайшие годы никуда не денется. Объявление в уходящем году новой серверной ОС Windows 2003 и планов относительно нового поколения ОС, Longhorn, еще раз доказывает, что Microsoft не исчерпала не только доверие пользователей, но и внутренний творческий потенциал.