ИНФРАСТРУКТУРА

Об этом ИТ-подразделение градообразующего завода мечтает уже много лет

Как живется ИТ-отделу предприятия, входящего в крупный холдинг? На примере ИТ-службы Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ, www.kumz.ru), ведущего свою историю с 1944 г., насчитывающего 7300 человек штатного персонала и входящего ныне в "СУАЛ-Холдинг" (www.sual.ru), видно, что неплохо. Об этом свидетельствует беседа нашего специального корреспондента Владимира Митина с директором КУМЗ по информации Владимиром Сокольским и заместителем директора по информации Юрием Григорьевым, состоявшаяся во время недавнего бизнес-тура, организованного екатеринбургской компанией АСП (www.asp.ru) в целях расширения кругозора своих корпоративных клиентов (см. PC Week/RE, N 47/2003, с. 14).

PC Week: Какое подразделение КУМЗ отвечает за ИТ-инфраструктуру предприятия?

Владимир Сокольский: "Необходимость

применения современной ERP-системы

мы осознали еще в 1997 г."

Владимир Сокольский: Служба информации завода насчитывает ныне, включая цех связи, 115 человек. Раньше, когда информация на ИВЦ вводилась армией операторов вручную, причем круглосуточно, в этой службе было 260 человек. Теперь же все данные вносятся в заводскую корпоративную информационную систему (КИС) на месте их возникновения, причем в реальном времени.

PC Week: Каким машинным парком управляет эта служба?

Юрий Григорьев: Сейчас у нас 12 серверов, преимущественно зарубежного производства, и около 700 рабочих станций самых разных поколений, начиная от 286-х машин и кончая ПК на базе процессоров Pentium 4. Все это хозяйство объединено в трехуровневую закольцованную (с помощью трех центров коммутации) локальную сеть, в которой длина только оптического волокна свыше 16 км.

PC Week: Чего не хватает вашей ИТ-инфраструктуре для полного счастья?

Юрий Григорьев: "Альтернативы

системе SAP R/3 у нас практически нет"

В. С.: Единой полнофункциональной корпоративной системы управления. Судите сами. У нас порядка 8500 контрагентов. Завод выпускает около 80 тыс. наименований готовых изделий: трубы, профили, прутки, плоский прокат, испарители (кстати, этот вид продукции производит в России только наш завод) и т. д. Объем базы данных, содержащей сведения о видах готовой продукции, насчитывает около 12 Гб. Понятно, что вручную управлять процессом выпуска продукции, а также взаимодействием с покупателями и контрагентами просто невозможно. Сейчас у нас одновременно используются пять КИС начального и среднего уровней, поставленных в свое время партнерами различных компаний-производителей. По отдельности все эти КИСы очень хороши. Особенно финансово-бухгалтерская система "Фигаро", полностью удовлетворяющая требованиям сегодняшнего дня. Однако поддерживать дружную и согласованную жизнь "обитателей" пятиплатформенного "зоопарка" весьма сложно. Да и не все бизнес-процессы у нас в должной мере компьютеризированы. На заводе сейчас нормально поставлен только учет, а планирование и бюджетирование находятся лишь в зачаточном состоянии. (Впрочем, раньше этого и не требовалось. Завод относился к Министерству авиационной промышленности и был обеспечен заказами на много лет вперед.) Необходимость применения современной ERP-системы мы осознали еще в 1997 г. Но все практические шаги по ее внедрению натыкались прежде всего на финансовые проблемы. В мае к руководству нашим заводом пришла новая команда. Первым делом она пригласила бригаду аудиторов, которая и подтвердила необходимость поэтапной ликвидации лоскутной автоматизации.

PC Week: Вы уже выбрали ERP-систему?

Ю. Г.: Мы рассмотрели множество различных систем управления и пришли к выводу, что альтернативы системе SAP R/3 у нас практически нет. Более того, мы разработали техническое задание и ознакомили с ним пять крупных интеграторов. В итоге получили пять предложений стоимостью от 2,8 до 3,5 млн. долл. каждое. Сейчас эти предложения рассматривает руководство "СУАЛ-Холдинга", где недавно появился новый, очень энергичный вице-президент по информационным технологиям Александр Эмильевич Блох, обладающий большим опытом внедрения подобных проектов. Ведь без помощи холдинга заводу этот проект не потянуть.

PC Week: С "СУАЛ-Холдингом" вы согласуете каждую ИТ-покупку?

В. С.: Нет, инвестиционный совет холдинга рассматривает лишь целесообразность крупных приобретений. Наш завод является самостоятельной бизнес-единицей, и небольшие покупки (стоимостью, условно говоря, до 10 тыс. долл.) мы вправе совершать без разного рода согласований. В этом наше отличие от тех алюминиевых заводов холдинга, которые продают свою продукцию через штаб-квартиру, имеющую выход на алюминиевые биржи. Мы же выходим на заказчиков, в том числе и зарубежных, как правило, напрямую и потому заработанными деньгами распоряжаемся относительно самостоятельно. Международные продажи нам помогают осуществлять два представительства: в Нью-Йорке (США) и Цуге (Швейцария). Мы даже больше продукции отправляем на экспорт, чем продаем в России.

PC Week: Чего вы ждете от внедрения SAP R/3?

В. С.: Во-первых, единое информационное пространство избавит нас от необходимости поддерживать пять управленческих платформ и позволит уменьшить число людей, занятых их эксплуатацией. Во-вторых, отпадет необходимость в весьма трудоемких процедурах согласования данных, циркулирующих в этих пяти системах. В-третьих, будет быстрее оборачиваться склад. В-четвертых, наладится учет загрузки оборудования, что позволит осуществить расшивку узких мест. Ну и так далее. В конечном итоге все это приведет к колоссальной экономии людских и материальных ресурсов. Предполагается, что внедрение данной системы займет около полутора лет. Причем в первую очередь будут осваиваться модули, функциональных аналогов которых нет в системах, используемых в настоящее время. После утверждения плана внедрения SAP R/3 мы составим график модернизации машинного парка. Приобретать же вычислительную технику "про запас" нет никакого смысла. Уж очень быстро она морально стареет.