Documentum взялся за концепцию BPM
АНДРЕЙ КОЛЕСОВ
В рамках юбилейной выставки-конференции DOCFLOW’2004 (см. PC Week/RE, N 20/2004, c. 1) компания "Документум Сервисиз" впервые организовала специальную секцию Documentum Day, посвященную различным функциональным решениям для управления документами и бизнес-процессами предприятий на платформе Documentum. Технологии Documentum уже хорошо известны в нашей стране. Примеры их использования в различных структурах рассматривались в секционных докладах и демонстрациях на выставочном стенде специалистами "Документум Сервисиз" и отечественными партнерами компании КРОК, "Рексофт", "Тауэр-Сети" и "Энвижн Групп".
В центре внимания доклада генерального директора "Документум Сервисиз" Константина Синюшина были новые индустриальные решения, анонсированные Documentum в первой половине нынешнего года.
В марте в арсенале Documentum появились службы Enterprise Content Integration (ECI), обеспечивающие единый доступ к неструктурированной информации в широком спектре внешних и внутренних корпоративных хранилищ и других источников данных. Мы уже рассказывали о возможностях ECI (см. PC Week/RE, N 15/2004, с. 59), сейчас же отметим, что данная технология в совокупности с другими продуктами компании позволила сформировать новое комплексное решение Documentum Virtual Repository для управления содержанием распределенных хранилищ в гетерогенной среде.
Второй новый продукт Documentum Compliance Manager (DCM), решение для управления большими объемами документов (которые являются результатом деятельности предприятия, направленной на обеспечение соответствия требованиям различных норм и стандартов в той или иной области, например в области охраны окружающей среды, техники безопасности или управления качеством). В роли контролируемых обычно выступают такие документы, как стандартные операционные процедуры, сертификаты сырья и материалов, спецификации на продукцию и упаковку, документация по эксплуатации оборудования и сооружений.
DCM построен на базе технологической платформы Documentum 5 и включает целый ряд готовых расширений, учитывающих специфику различных вертикальных рынков. Независимые разработчики могут создавать подобные модули, увеличивая спектр возможных областей применения продукта.
Однако наибольший интерес в последних анонсах Documentum представляют ее инициативы, связанные с реализацией концепции Business Process Management (BPM). Само появление этой концепции обусловлено необходимостью совместного решения задач автоматизации управления предприятиями, которые ранее выполнялись в рамках отдельных ИТ-направлений ERP (Enterprise Resource Planning) и ECM (Enterprise Content Management). Технологически различные аспекты BPM относятся к решениям, реализованным с помощью технологий управления потоками документов (Workflow) и интеграции приложений (Enterprise Application Integration, EAI). В какой-то мере определение BPM можно выразить в такой формуле: BPM = Workflow + ECM + EAI, хотя нужно понимать, что речь идет не о простом механическом объединении функциональности разных систем, а о выходе на качественно новый архитектурный уровень с применением современных технологических возможностей (Web-сервисы, XML и т. д.).
В маркетинговых материалах некоторых компаний, а также в публикациях СМИ порой ставится знак равенства между BPM и Workflow. Это конечно же не так. Технология workflow, пик популярности которой в мире пришелся на последние годы прошлого столетия, накладывает на процессы автоматизации определенную модель, ориентированную на документы и задания. Данный подход ограничивает применение технологий Workflow в основном автоматизацией ручных процессов обработки документов. У BPM таких ограничений нет: участниками процессов могут в равной мере выступать и конечные пользователи, и информационные системы, и другие процессы, а документы и задания рассматриваются лишь как частности, влияющие на реализацию бизнес-процессов, но не носящие основополагающего характера. Все это позволяет применять BPM для более широкого круга вопросов, нежели тот, для которого изначально были разработаны системы workflow. В своем выступлении Константин Синюшин показал несколько сценариев управления бизнес-процессами, автоматизация которых традиционными Workflow-решениями невозможна.
Documentum движется по пути создания полнофункциональной BPM-платформы, реализация которой будет идти в двух направлениях эволюционного развития имеющихся технологий и выпуска качественно новых решений. Два таких новых продукта были представлены на рынке в конце апреля.
Решение Business Process Services (BPS) позволяет применить одинаковые подходы к взаимодействию приложений на платформе Documentum с внешними системами через стандартные протоколы, такие, как JMS, Web Services, HTTP/S, E-Mail и др. С его помощью пользователи за пределами корпоративной сети могут направлять контент в единое хранилище Documentum или получать его, а также принимать участие в бизнес-процессах под управлением Documentum Workflow. Кроме того, на базе стандарта J2EE продукт позволяет инициировать бизнес-процесс в Documentum по событию, созданному в другой корпоративной системе, и, наоборот, инициировать бизнес-процесс в другой системе.
BPS базируется на Documentum Business Objects Framework и может быть расширен разработчиками, партнерами и заказчиками Documentum для поддержки дополнительных протоколов и стандартов интеграции. Он позволяет описывать взаимодействие приложений не на уровне технической детализации лежащих в его основе транспортных механизмов, а в бизнес-категориях.
Еще один новый продукт Business Process Manager представляет собой визуальную среду для описания деловых процессов без программирования. Этот конструктор реализован на технологической базе уже имеющегося на рынке продукта Documentum Workflow Manager, но в него внесен ряд существенных функциональных и эргономических улучшений. Кроме того, в его составе имеется готовый набор шаблонов функций для доступа к возможностям интеграции BPS c использованием Web Services, JMS, SMTP и HTTP.
Комментируя сделанные объявления, Константин Синюшин отметил, что до недавнего времени Documentum не позиционировала себя в качестве поставщика BPM-решений, и речь в данном случае не идет о каких-то принципиальных изменениях в рыночной стратегии компании. BMP скорее нужно рассматривать как расширение сферы интересов компании. При этом представленные новые продукты дают заказчикам качественно новые возможности по автоматизации деловых процессов.
РИС 1 Константин Синюшин объясняет необходимость использования технологий Business Process Management