ПРОВОДНАЯ СВЯЗЬ

Масштабное развитие полноценного массового рынка фиксированной проводной связи в России уже, собственно говоря, началось. Не слишком очевидно это лишь потому, что процесс находится в самом начале и речь пока идет не столько о результатах развития, сколько о приметах и динамике этого процесса.

Действительно, рыночные отношения в секторе проводной связи находятся у нас в стадии формирования: по итогам 2003 г. предприятия контролируемого государством холдинга "Связьинвест" (www.svyazinvest.ru) владели 91% проводной номерной емкости в стране и предоставляли услуги местной и дальней проводной телефонной связи для 93% населения. В то же время они подвергаются жесткому тарифному регулированию со стороны государства. В итоге сегодня в секторе проводной связи практически монопольно действует одна компания, а цены и тарифы в нем устанавливает государство.

Очевидно, что такая ситуация вряд ли может быть охарактеризована как рыночная, что сказывается на результатах: по итогам 2003 г. в России задействовано столько же номеров проводной телефонной связи, сколько сотовой, - около 36 млн. И это при том, что сотовая телефонная связь в стране развивается всего лишь чуть более 10 лет. Однако в этих двух секторах ситуация абсолютно противоположная: практическое отсутствие рыночных механизмов в сфере проводной связи и практически полная их реализация в сотовой.

Тем не менее уже есть основания говорить о начале развития массового рынка услуг фиксированной проводной связи в России. Подтверждением тому служат изменения, происходящие в "Связьинвесте": приватизация части его акций, создание объединенных межрегиональных компаний и активизация их экономической деятельности. Несмотря на те не вполне рыночные условия, о которых говорилось выше, практически все объединенные компании "Связьинвеста" демонстрируют прибыльность и рост операционных показателей деятельности при широком использовании различных финансовых инструментов для ее обеспечения.

Очень показательна в отношении перспектив формирования массового рынка фиксированной телефонии в стране позиция руководства национальной Администрации связи. На традиционной предновогодней встрече с журналистами в конце минувшего декабря министр связи Леонид Рейман заявил, что уже в 2004 г. он ожидает активизации альтернативных операторов на рынке фиксированной связи страны. Министр связал свой прогноз с введением в действие с 1 января нового закона "О связи" и, в частности, его положений об универсальных услугах связи, что, с одной стороны, позволяет сбалансировать структуру доходов и расходов телекоммуникационных операторов, а с другой - создает побудительные мотивы для конкуренции операторов на рынке массовых услуг фиксированной телефонии.

Именно этот механизм, как считает министр, будет способствовать привлечению альтернативных операторов к работе по развитию инфраструктуры фиксированной связи, и прежде всего в тех регионах России, где сейчас такая инфраструктура недостаточна или отсутствует вовсе. Такое заявление представляется тем более значимым, что сделано оно было в ответ на вопрос о наиболее важных с его точки зрения следствиях вступления в силу нового закона "О связи".

В данном случае можно констатировать, что видение ситуации руководителем Администрации связи страны совпадает с тем, как ее оценивают непосредственные игроки рынка. А оценка эта весьма недвусмысленно проявляется в их действиях, направленных в первую очередь на подготовку к вступлению в серьезную борьбу за массовый рынок фиксированной телефонии. Достаточно перечислить шаги, предпринятые за последнее время двумя крупнейшими "альтернативными" претендентами на лидерство на массовом рынке услуг фиксированной связи - "Голден Телеком" и АФК "Система".

В декабре 2003 г. председатель совета директоров "Голден Телекома" Петр Авен сообщил, что холдинг рассматривает возможность собрать все входящие в него компании под общим брендом. Речь идет о создании крупного объединенного оператора на базе ранее приобретенных фирм "Коминком", "Комбеллга" и "СЦС Совинтел". Все они входят в число ведущих операторов фиксированной связи, и уже сейчас им принадлежит около 36% всего объема рынка проводной связи, занятого "альтернативными" операторами. Создание такого объединенного оператора позволит сконцентрировать силы и средства с целью усиления конкурентного потенциала для решения более масштабных задач по усилению позиций на рынке.

Аналогичные шаги предпринимает и АФК "Система". Осенью 2003 г. этой компанией принято окончательное решение о создании объединенного оператора на базе ее дочерних фирм фиксированной связи - "Комстар", "МТУ-Информ", "МТУ-Интел", "Телмос" и "Голден Лайн". В ноябре на должность генерального директора "Комстара" и председателя совета директоров "МТУ-Информа" назначен Семен Рабовский, основной задачей которого будет осуществление планов по формированию объединенного оператора. Как заявил по этому поводу генеральный директор компании "Система Телеком", управляющей телекоммуникационными активами АФК "Система" Владимир Лагутин, в результате будет создан оператор, который займет сильную позицию на рынке фиксированной телефонии.

Кроме того, АФК "Система" - один из основных акционеров такого крупнейшего оператора фиксированной связи, как "Московская городская телефонная сеть" (МГТС). Этот оператор также полным ходом ведет подготовку к прорыву на массовый рынок услуг. Здесь можно было бы возразить, что МГТС и без того занимает господствующее положение в проводной телефонии в Москве. Однако, во-первых, о весьма ограниченной в настоящее рыночности ситуации в этой сфере мы уже говорили выше, а во-вторых, с 1 января в столице открылся новый географический телефонный код "499", что означает увеличение емкости рынка на 8 млн. номеров.

Этот номерной ресурс, равно как и аналогичный по объему ресурс в Подмосковье с географическим кодом "498", станет, несомненно, объектом той самой активной конкуренции операторов, включая и крупнейших альтернативных, о которой говорил Леонид Рейман. То, что именно в Москве следует в ближайшее время ждать реальной борьбы операторов за массового пользователя, вытекает также из слов заместителя министра связи Борис Антонюка о том, что в конце января - начале февраля на заседании Научно-технического совета Минсвязи России будет выбран наиболее экономически целесообразный вариант распределения новой номерной емкости в столице.

АФК "Система" уже начала подготовку МГТС к такой борьбе, назначив генеральным директором компании Михаила Смирнова, занимавшего до этого должность президента "Мобильных ТелеСистем". Это решение было в свое время воспринято телекоммуникационной общественностью неоднозначно, а руководством АФК комментировалось не вполне определенно. Теперь, в свете развития ситуации на рынке фиксированной телефонии, новое назначение г-на Смирнова, имеющего огромный опыт успешной работы на массовом рынке телекоммуникационных услуг, становится совершенно понятным и выглядит логичным и обоснованным.

Осенью 2003 г. правительство Москвы приняло два чрезвычайно важных решения, касающихся МГТС: о передаче этой компании в аренду всех объектов связи (телефонной канализации, кабельных линий и телефонных колодцев), находящихся в собственности московского правительства, и об одобрении подготовленной АФК "Система" программы финансирования реконструкции сети МГТС на сумму 1,6 млрд. руб. Половина этих денег будет выделена из бюджета Москвы, а вторую половину планируется покрыть за счет привлечения средств инвесторов. Программа предполагает модернизацию до 2010 г. номерной емкости объемом более 2,5 млн. номеров и ввод в строй около 700 тыс. новых телефонных номеров. Помимо этого АФК "система" объявила о намерении выпустить в начале 2004 г. облигационный заем на сумму 250 млн. долл. Вполне вероятно, что значительная часть этих средств будет направлена на поддержку операторов фиксированной связи.

Можно, таким образом, констатировать, что борьба за массовый рынок услуг фиксированной телефонии уже началась, и в первую очередь, естественно, в столице. Ведущие участники рынка проводят организационные мероприятия, накапливают силы и средства, предпринимают шаги к тому, чтобы занять благоприятные исходные позиции. Так что есть все основания полагать, что активная фаза непосредственной конкуренции за этот сегмент рынка телекоммуникационных услуг начнется уже в 2004 г. и охватит не только столичный регион. Это будет, несомненно, хорошей новостью - и для потребителей, и для отрасли, и для эконом ики страны в целом.