АУДИТ И КОНСАЛТИНГ

Многолетняя практика автоматизации различных организаций и финансовых учреждений показала, что далеко не всегда получаемый при этом эффект соответствует ожиданиям и затраченным ресурсам. По мере своего развития информационные технологии (ИТ) позволяют решать все более сложные задачи, возрастает их стоимость, а вместе с ней и риск того, что вложенные в них средства не окупятся. В условиях тотальной информатизации общества, когда успешность бизнеса во многом зависит от поддерживающих его информационных систем, все чаще говорится о необходимости создания стратегии развития ИТ, соответствующей бизнес-целям предприятия. Как выработать такую стратегию в конкретной отрасли?

Банковская деятельность весьма специфична и неразрывно связана с использованием ИТ. Опыту создания стратегии развития ИТ в финансовом учреждении была посвящена состоявшаяся 28 января пресс-конференция, проведенная компанией ОТР (www.o-t-r.ru) совместно с НОМОС-банком (www.nomos.ru). Открывший ее вице-президент ОТР Дмитрий Рыбаков сказал, что самый важный вопрос, на который дает ответ разработка стратегии развития ИТ, это - насколько сегодняшнее состояние ИТ в банке способствует процветанию и прогрессу его бизнеса и что надо сделать, чтобы ИТ не были тормозом или балластом.

Вице-президент НОМОС-банка Александр Ройко (слева) и вице-президент компании ОТР Дмитрий Рыбаков

НОМОС-банк отметил в прошлом году свое десятилетие. По различным рейтингам, он входит в двадцатку крупнейших банков страны. Как сказал его вице-президент Александр Ройко, НОМОС-банк - универсален не только с точки зрения банковских услуг, но и как финансовое учреждение, не закрепленное за какой-либо финансово-промышленной группой и не обслуживающее интересы определенного конгломерата холдингов и предприятий, т. е. открытое для сотрудничества с разными организациями, отраслями, клиентами. Банк является третьим в стране по экспорту драгметаллов. Второе важное направление его деятельности - обслуживание предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поскольку банк развивается на собственные средства, руководство стремится сделать его высокотехнологичным и эффективным, чтобы он мог конкурировать с теми, что находятся на вершине российской банковской пирамиды и имеют "подпитку" со стороны финансово-промышленных групп или государства.

Развитие ИТ в НОМОС-банке проходило постепенно по мере расширения его деятельности. Средства, выделяемые для этого из бюджета, были весьма значительны, и рост таких ассигнований вызывал тревогу и вопросы относительно приносимого ими эффекта. Эксплуатируемое сегодня в банке ПО представляет собой разрозненный набор приложений. В качестве базового используется АБС "Кворум" на платформе Oracle, для автоматизации инвестиционного блока применяется система Diasoft Custody, в процессинговом центре развернуто ПО компании "Компас+", дистанционное обслуживание и работа с филиалами возложены на продукты БСС, применяются и собственные разработки. Такое "наборное" решение стало на определенном этапе вызывать сложности и приводить к неоправданным затратам.

Для решения проблемы следовало профессионально оценить текущее состояние ИТ в банке и определить дальнейший путь их развития. С этой целью сотрудниками НОМОС-банка и специалистами ОТР были описаны бизнес-процессы, проанализировано действующее аппаратно-программное обеспечение, выверены цели и стратегия бизнеса. В течение 2003 г. были даны рекомендации по реорганизации штатной структуры ИТ-департамента, разработана перспективная архитектура информационных систем, составлены планы проектов на 2004, 2005 и начало 2006 гг., реализующих эту архитектуру, рассчитаны бюджеты и графики их исполнения.

По словам Александра Ройко, результаты проведенного исследования используются в банке уже сегодня: в проекте бюджета на нынешний год заложены средства на построение хранилища данных, рассматриваются предложенные ОТР интеграционное решение и система документооборота. Планируется внедрение CRM-системы SalesLogix и расширение функционала ПО "Диасофт", применяемого в кредитном учреждении. В банке по рекомендации ОТР проведена реорганизация ИТ-службы, создано новое подразделение "Управление банковскими технологиями", которое проводит обследование бизнес-процессов и формулирует технические задания для программистов в случае необходимости собственных разработок или поиска внешних поставщиков ИТ-услуг. В этом году бюджет ИТ-подразделения НОМОС-банка был увеличен по сравнению с 2003 г. на 450 тыс. долл. и достиг 2,4 млн. долл. Из этой суммы половина средств пойдет на техническую поддержку, четверть - на развитие инфраструктуры (покупку дополнительных лицензий на ПО и аппаратуры) и четверть - на стратегические вложения в ИТ.

Основная задача НОМОС-банка в главных видах деятельности (инвестиционная, корпоративная, розничная) - сохранить занимаемое место на рынке финансовых услуг. Для ее решения проведен аудит и намечена реструктуризация ИТ-департамента. Полученный в итоге документ "Стратегия развития ИТ НОМОС-банка" согласует стратегии развития ИТ и основного бизнеса, дает оценку необходимых ресурсов и определяет направления их вложения. Выбор сторонней организации для создания такого документа вполне оправдан. По мнению директора ИТ-департамента НОМОС-банка Олега Семенова, "в банке всегда найдутся работы, которые нужно отдавать внешней команде профессионалов. Взгляд изнутри бывает зашоренным".

Директор департамента ОТР по работе с клиентами Константин Маркелов считает, что изменилась роль внешних консультантов банковских ИТ. Если раньше банк обращался к сторонним организациям за помощью в выборе АБС или ее внедрении, то сегодня он ищет содействия в своем деловом развитии и спрашивает, как следует трансформировать существующие в банке ИТ, чтобы они соответствовали его бизнес-целям.