Oracle AppsForum’2004: курс прежний
КОНФЕРЕНЦИИ
Ежегодный форум пользователей Oracle E-Business Suite прошел под лозунгом "Курс на прибыль"
Развитие отечественной экономики сопровождается заметной активизацией рынка средств корпоративного управления. Как сообщил, открывая очередную конференцию Oracle AppsForum’2004, генеральный директор "Oracle СНГ" (www.oracle.com/ru) Борис Щербаков, в 2003 финансовом году продажи лицензий ПО Oracle E-Business Suite в странах СНГ увеличились на 70%. Это существенно выше прошлогодних и без того высоких темпов роста (42%). За период, прошедший с предыдущей подобной конференции, у корпорации появилось 18 новых заказчиков: 13 из них - российские предприятия, три расположены на Украине и два - в Казахстане. Всего же к сегодняшнему дню решения на основе Oracle E-Business Suite эксплуатируются в 70 компаниях.
Майкл Кухлер: "На предприятии должен быть
лишь один "источник правды" о клиентах"
Заместитель генерального директора "Oracle СНГ" по Oracle E-Business Suite Валерий Панкратов убежден, что своим успехом компания обязана жесткой фокусировке усилий на наиболее перспективных вертикальных рынках. Ей удалось укрепить позиции в металлургии, химической промышленности, энергетике, государственном секторе и фармацевтике, реализовав крупные проекты на Магнитогорском металлургическом комбинате, "Уралкалии", "Метафраксе", Пермской ГРЭС и других предприятиях. Все больше клиентов появляется и в таких отраслях, как телекоммуникации, транспорт, страхование и финансы. Система Oracle CRM внедрена в Банке Москвы, различные контуры управления автоматизированы в страховой компании РОСНО и в компании - сотовом операторе "Вымпелком". Второй по величине отечественный авиаперевозчик - фирма "Сибирь" намерена развернуть модули Oracle E-Business Suite в центральном управлении, службе снабжения, департаментах маркетинга и продаж. Более того, она одной из первых в мире идет на внедрение подсистемы комплексного обслуживания и ремонта (Complex MRO) - специализированного решения Oracle для авиапредприятий. И конечно же не следует забывать о контракте Oracle со "Связьинвестом" стоимостью более 150 млн. долл., который Борис Щербаков назвал крупнейшим в Европе за всю историю деятельности корпорации.
Программа форума включала четыре круглых стола и 75 докладов, прочитанных в рамках 19 секций. Десять секций имели отраслевую направленность (энергетика, металлургия, страхование, государственные структуры, телекоммуникации, торговля и дистрибуция, транспорт, машиностроение, химическая и пищевая промышленность), семь - функциональную (стратегическое управление, планирование производства, бюджетирование и финансы, управление персоналом, Интернет-обучение, управление проектами и отношениями с клиентами) и две - технологическую (ИТ-архитектура и инфраструктура, методологии внедрения). Из 600 участников лишь 28% представляли регионы России и страны СНГ, остальные "прибыли" из Москвы. Любопытно взглянуть на их распределение по отраслям: с одной стороны, оно характеризует наиболее успешные вертикали Oracle, а с другой - дает приблизительную картину востребованности технологий корпоративного управления разными сегментами рынка. Итак, 23% специалистов представляли телекоммуникационные предприятия, 11% - банки и страховые компании, 11% - торговлю и дистрибуцию, 10% - металлургию, 9% - энергетику, 9% - машиностроение, 8% - химическую промышленность, 7% - транспорт, 6% - госсектор и 5% - пищевую промышленность.
Валерий Панкратов подтвердил провозглашенную ранее ориентацию представительства Oracle в странах СНГ только на крупных заказчиков. В проектах по внедрению Oracle E-Business Suite основная нагрузка ложится на сравнительно небольшую группу местных партнеров. Сегодня их тринадцать, причем статус сертифицированного партнера имеют лишь четыре организации: два российских системных интегратора - "Борлас" и TopS BI, украинская компания "Квазар-Микро" и ведущая проекты в странах Средней Азии фирма "Найтов". Из 400 консультантов по Oracle E-Business Suite, работающих в СНГ, 180 числятся в штате двух указанных выше российских компаний (120 - в "Борласе" и 60 - в TopS BI). Судя по высказываниям многих участников конференции, кадровый голод - чуть ли не главная проблема большинства компаний, как внедряющих, так и эксплуатирующих системы управления. Oracle намерена расширять круг сертифицированных партнеров, но будет делать это, сохраняя жесткие требования по отношению к числу квалифицированных специалистов и успешно выполненных проектов. В течение года планируется сертифицировать три-четыре партнерские организации.
Еще одним важным событием прошедшего года в Oracle считают появление единой версии, локализованной для применения в России. Данная локализация, учитывающая особенности российского финансового и налогового законодательства, впервые была выполнена под контролем штаб-квартиры корпорации. По идее это должно повысить привлекательность пакета Oracle E-Business Suite для отечественных заказчиков. Здесь, впрочем, есть одна очень непростая проблема. Если новые клиенты получают локализованную версию автоматически, то старым придется делать нелегкий выбор: либо продолжать использовать вариант, настроенный консультантом-внедренцем, либо перейти на "официальную" российскую версию, которая будет гарантированно поддерживаться вендором. И хотя пакет локализации бесплатен, сам процесс перехода с одной "российской" редакции на другую сопряжен с затратами времени и денег, а кроме того, чреват сбоями в основной деятельности предприятия. Как пояснил г-н Панкратов, все расходы и риски должен взять на себя клиент. Пока что на этот шаг решились восемь предприятий.
Участники конференции узнали об основных особенностях новой версии Oracle E-Business Suite 11i.10, запланированной к выпуску на лето нынешнего года. Наряду с развитием функциональности и расширением отраслевого охвата она впервые предоставит набор открытых программных интерфейсов, чтобы с их помощью независимые разработчики могли интегрировать свои приложения с прикладными системами, входящими в E-Business Suite. Еще с одной новинкой, которая станет неотъемлемым элементом пакета бизнес-приложений Oracle, познакомил слушателей директор по развитию Oracle E-Business Suite в регионе EMEA Майкл Кухлер.
Речь идет о подсистеме Oracle Customer Data Hub, которая призвана консолидировать и согласовывать всю информацию о клиентах, находящуюся под контролем разнородных приложений, применяемых на предприятии. Она одновременно выполняет функции репозитория метаданных, поддерживающего единую модель данных, системы хранения информации о клиентах и оперативного доступа к ней, а также средства двунаправленного тиражирования изменений (из внешних приложений в Data Hub и обратно). Благодаря такой подсистеме на предприятии, по словам г-на Кухлера, появится один "источник правды" о клиентах. Предполагается, что этот продукт будет продаваться и отдельно от E-Business Suite с тем, чтобы его можно было использовать вместе с любыми унаследованными приложениями.
Следует обратить внимание на то, что ПО такого рода выдвигается Oracle на роль еще одного слоя в стеке технологий, образующих ее информационную архитектуру. Находится этот слой между СУБД и сервером приложений, с одной стороны, и бизнес-приложениями, с другой. Со временем он пополнится аналогичными компонентами Data Hub, концентрирующими так называемые мастер-данные (нечто вроде справочников) о продуктах, выпускаемых или закупаемых предприятием, о его сотрудниках, основных фондах и т. д. Сегодня уже прошли первые внедрения Oracle Customer Data Hub. Естественно, этим решением в первую очередь заинтересовались крупные компании, имеющие огромную клиентскую базу, в частности Dell и Cisco (у Dell - более 200 млн. зарегистрированных клиентов). Что ж, может быть, к следующей конференции Oracle AppsForum своим опытом работы с данной подсистемой смогут поделиться и отечественные заказчики.