ОБУЧЕНИЕ

В учебном центре "Микроинформ" (www.microinform.ru), который работает в Москве с 1988 г., в феврале-марте прошел очередной цикл обучения сетевым технологиям компании Enterasys Networks (www.enterasys.ru). Помимо уже проводившихся ранее четырехдневных курсов по коммутаторам (ES Switching), маршрутизаторам (ES Router Configuration) и системе сетевого управления (ES Netsight Atlas), рассчитанных на инженеров и включающих множество лабораторных работ, на сей раз цикл был дополнен двухдневным курсом для специалистов по продажам Enterasys Sales Expert. Этот курс, содержащий обзор всех продуктов компании, унаследовавшей корпоративные коммутаторы и маршрутизаторы Cabletron Systems, вызвал наибольший интерес (в нем приняли участие 11 человек, в то время как в трех вышеперечисленных число слушателей обычно составляет 4-6 человек). Если на инженерных курсах преобладали конечные пользователи - сетевые администраторы компаний, в которых уже действуют или будут установлены устройства американской фирмы, то аудитория курса для специалистов по продажам состояла главным образом из сотрудников фирм - партнеров Enterasys.

Курсы Enterasys Networks в "Микроинформе"

проводил инструктор Альберт Багдасарян

Всего же за время существования "Микроинформа" обучение технологиям Cabletron Systems и затем Enterasys Networks прошло более 150 человек. Большее число слушателей на последнем курсе обусловлено еще и тем, что он носит главным образом лекционно-презентационный характер и не содержит, в отличие от трех инженерных курсов, кропотливых лабораторных работ по настройке конкретных устройств.

Тем не менее здесь контроль усвоения знаний (тесты по 10 вопросов) проводился после каждого из восьми учебных модулей, посвященных конкретным устройствам и технологиям. В инженерных же курсах процесс проверки отделен от обучения и выполняется независимой тестирующей организацией Prometric. В принципе, подобные экзамены, как и при получении сертификатов других известных фирм, можно сдавать и не проходя авторизованных курсов. Стоимость сдачи сертификационного экзамена в московском центре Prometric по каждому из трех инженерных курсов составляет 120 долл., но для прошедших обучение по продуктам Enterasys в "Микроинформе" в течение 2004 г. в качестве бонуса предоставляется ваучер на однократную бесплатную сдачу экзамена в любом тестовом центре Prometric. Сдавшим все три перечисленных инженерных сертификационных экзамена, а также экзамен по беспроводным системам (RoamAbout Wireless) присваивается звание Enterasys System Engineer (ESE). Для курса Sales Expert сертификационный экзамен и соответствующие звания не предусмотрены.

Основу корпоративной стратегии Enterasys в настоящее время составляет концепция Business-Driven Networks, предложенная одним из руководителей компании Джоном Розе и включающая три аспекта, которые образуют стороны символического треугольника: безопасные сети (Secure Networks), открытая конвергенция (Open Convergence) и настройка сети по требованию пользователя (On Demand Networking). С этих "трех источников и трех составных частей" начинался каждый модуль курса, они регулярно появлялись на слайдах и присутствовали в тестах. Необходимо отметить, что Enterasys традиционно придает большое значение безопасности корпоративных сетей, а сам Джон Розе - один из авторов принятого в 2001 г. стандарта аутентификации 802.1x. Направление Open Convergence сейчас в основном ориентировано на использование IP-телефонов и других периферийных устройств различных производителей, а On Demand Networking предполагает максимальную доступность, надежность, масштабируемость и автоматизацию настройки сетевых сервисов для нужд конкретного пользователя. В конце каждого модуля, посвященного конкретному продукту (это коммутаторы Matrix, маршрутизаторы XPedition и XSR, оборудование для беспроводных сетей Roam About, системы обнаружения и предупреждения вторжений Dragon IDS и сетевого управления Netsight Atlas), проводилось сравнение с изделиями конкурентов и давались ссылки на результаты независимых сравнительных обзоров и тестов. Также приводились примеры внедрения (в основном на американском и западноевропейском рынках) и возможные вопросы для обсуждения с различными специалистами компаний-клиентов, участвующих в принятии решения о покупке сетевого оборудования и программного обеспечения.

И хотя, как отмечали слушатели курсов, практика реальных продаж в России порой кардинально отличается от стандартных для большинства развитых стран методов, знакомство с подобными западными примерами тоже небесполезно. Особый интерес слушателей вызывали планы реализации конкретных функциональных возможностей, цены(особенно в сравнении с аналогичными продуктами конкурирующих фирм) и информация для заказа конкретных моделей оборудования. Тестовые испытания все обучаемые прошли успешно. Вопросы, на которые им приходилось отвечать, носили больше маркетингово-идеологический, чем технический характер, и скорее служили дополнительным средством убеждения в преимуществах продуктов Enterasys перед конкурентами. Наверно, так оно и надо, ведь для того, чтобы успешно продавать какие-то продукты, их продавцу нужно не только самому быть абсолютно уверенным в их исключительно высоком качестве, но и суметь убедить в этом еще и потенциального покупателя. Эту задачу, даже несмотря на весьма сдержанное, в отличие от фирменных маркетологов, изложение инструктора Альберта Багдасаряна (хорошо знакомого с сетевыми продуктами 3Com и Allied Telesyn, по которым он также давно проводит занятия в "Микроинформе"), создателям курса удалось реализовать в полной мере.

В дополнение к упомянутым четырем курсам Enterasys Networks в "Микроинформе", как сообщил г-н Багдасарян, в УЦ планируют организовать еще два инженерных тренинга по маршрутизаторам XSR (конфигурированию и системе безопасности). Кроме того, в этой старейшей на российском рынке авторизованного обучения компании организована подготовка специалистов по сетевым и телекоммуникационным технологиям компаний 3Com-Huawei, Allied Telesyn и Avaya, структурированным кабельным системам Legrand, Lindex Technologies и Ortronics, а также сетевым программным системам Microsoft, Novell и Computer Associates. Курсы обычно длятся от двух до пяти дней, стоимость одного человеко-дня обучения составляет, как правило, 150 долл.