ОБЗОРЫ
На конференции по программным технологиям IBM было представлено множество решений типовых задач предприятий
Известно, что в отличие от Microsoft корпорация IBM не стремится создавать все возможные типы программного обеспечения. Вот уже долгие годы она сосредоточена на инфраструктурном ПО - базах данных, средствах разработки, ПО промежуточного слоя, средствах управления сетевой инфраструктурой. В каждом классе IBM предлагает по-своему уникальные продукты. И хотя иногда кажется, что масштаб ее мышления несколько великоват для масштабов экономики нашей страны, за последние годы на базе ее технологий в России реализовано множество интересных проектов. На конференции IBM "Построение ИТ-инфраструктуры", проведенной 30 марта в Москве, было представлено около десятка таких решений для различных отраслей. О некоторых из них стоит рассказать более широкой аудитории. Главное, что объединяет эти решения, - попытка так или иначе связать разрозненные системы, функционирующие у заказчиков.
Интеграция на базе WebSphere
Тема интеграции стремительно набирает обороты в нашей стране, и несколько докладов, сделанных на конференции, были посвящены именно рассмотрению проектов в этой области. Сергей Вахонин, заместитель генерального директора компании "Корус", рассказал об опыте использования технологий WebSphere для интеграции ИС различных государственных учреждений. По его словам, подобные учреждения имеют территориально распределенную организационную структуру, что порождает ряд проблем, в частности необходимость строить хорошо масштабируемые решения. На сегодняшний день в этих организациях уже накопилось много программных систем, и задача профессионального интегратора состоит в том, чтобы предложить не просто, фигурально выражаясь, 101-ю систему, а нечто, что уменьшило бы энтропию всей системы в целом, т. е. связало бы воедино то, что уже есть.
Для исполнителя важно работать с носителями знаний в предметной области внутри организации заказчика (или с теми, кто пишет для нее прикладное ПО) - только так он может предложить что-то, что позволит ей поднять эффективность своей работы по профильному направлению бизнеса. Однако такие люди, как правило, далеки от проблем физической инфраструктуры, поскольку заняты решением более высокоуровневых задач. Но не разобравшись с проблемами транспортной инфраструктуры, невозможно построить систему управления территориально распределенной компанией. И здесь на помощь приходит ПО WebSphere MQ, которое позволяет избавить разработчика прикладного ПО от всех сложностей телекоммуникационного взаимодействия, сводя его к десятку вызовов стандартного API и обеспечив гарантированную доставку сообщений между узлами системы. В качестве примера г-н Вахонин привел проект, который "Корус" реализовал в Банке России, в результате чего средствами гарантированной доставки были обеспечены 1900 филиалов по всей территории РФ. Все банковские платежи (кроме тех, что осуществляются в Москве) так или иначе проходят через эти каналы. При этом транспортная инфраструктура менялась неоднократно, но прикладное ПО переделывать не пришлось.
Стоит, однако, заметить, что API систем Message Oriented Middleware (MOM), к которым относится и WebSphere MQ, не стандартизирован. Покупая продукт MOM, заказчик попадает в вечную зависимость от поставщика данного ПО. Для снятия этой проблемы в Банке России решили написать собственный слой-посредник, транслирующий вызовы из прикладной системы в формат MQ.
В ходе проекта WebSphere MQ продемонстрировала фантастическую масштабируемость - наблюдался линейный рост производительности в зависимости от числа процессоров в системе или числа серверов в кластере. Практически была проверена масштабируемость в условиях, когда нужно передавать миллионы документов в день. Кроме того, к системе удалось подключить алгоритмы шифрования, соответствующие требованиям ГОСТ. Также оказался полезен адаптер HTTP для MQ - через него Банк России собирается подключать кредитные организации.
Другой продукт, MQ Business Integrator Message Broker, использован в Государственном таможенном комитете (ГТК), взаимодействующим с 17 государственными учреждениями и иностранными организациями. Например, сейчас закончен пилотный проект, связанный с транзитом российских грузов через Литву. С присоединением этого государства к ЕС процедура оформления таких грузов усложнилась и на техническом уровне выглядит теперь следующим образом.
При пересечении грузом таможенной границы РФ пост ГТК отправляет (через центральный аппарат ГТК) уведомление Литовской таможенной службе, оттуда оно пересылается в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе, которая выдает разрешение на транзит на условиях внутренней зоны Евросоюза. Затем это разрешение поступает обратно в Литву, которая дает добро на дальнейшее передвижение груза.
Брокер сообщений MQ MB был применен на российском участке этого сложного бизнес-процесса; поступающие с таможенного поста документы попадают в MQ MB, где документ преобразуется: в него добавляются новые данные, он переводится на литовский язык или, если это невозможно, транслитерируется. Однако, по словам г-на Ванохина, "Корус" на практике убедился, что внутренние языки MQ MB плохо подходят для выполнения сложных бизнес-процессов и в случае возникновения таких задач лучше применять серверы приложений - в частности, WebSphere Application Server. Этот продукт был, например, применен в проекте в Госзнаке и его филиальной сети.
В этой организации использовалась клиент-серверная система, построенная на базе PowerBuilder и СУБД Oracle. Она отлично функционировала в центральном аппарате, но в удаленных офисах работать с ней оказалось затруднительно: операции вставки в документ генерировали большой поток SQL-запросов к серверу, и в итоге на осуществление простейшего действия требовалось 5-10 минут. Перед "Корусом" была поставлена задача перестроить архитектуру так, чтобы все работало быстрее. Однако была специфика: засекреченность исходного кода использованных программ, к которым исполнитель доступа не получал.
Обойти эту проблему удалось при помощи дополнительного слоя интерфейсной логики, размещенной под управлением WebSphere Application Server. Доступ к БД осуществлялся по заданию клиента через СУБД-независимый интерфейс JDBC (требовалось обеспечить поддержку Informix); интерфейс взаимодействия с клиентской стороной строился на базе Web-сервисов, гарантированная доставка сообщений которых осуществлялась с использованием WebSphere MQ. В филиалах разместили клиентское ПО, переписанное на .Net C#. Применение этой сложной конструкции позволило повысить скорость отклика системы до 3 с. Однако дальнейшее развитие проекта будет из-за большого числа примененных технологий непростым.
О другом проекте, выполненном компанией CROC, рассказал Алексей Добровольский, заместитель директора департамента информационных технологий. CROC использовал технологии WebSphere для решения задачи обеспечения целостности БД автоматизированной банковской системы (АБС) в одном из крупных российских банков, имеющих территориально распределенную структуру. В рамках данного проекта требовалось также обеспечить взаимодействие АБС с ИС Центрального Банка РФ. Вначале банк попытался решить эти задачи на C++, но предполагаемая стоимость проекта оказалась чрезвычайно высока. Поэтому была сделана ставка на использование повторяемых компонентов, предлагаемых IBM.
В построенной архитектуре филиалы банка действуют самостоятельно, а для синхронизации состояния баз данных локальных офисов применяется решение на базе WebSphere MQ Business Integrator и WebSpehere MQ. Все проводки, осуществляемые в банке, временно кэшируются в локальной базе данных филиала, а затем по команде оператора передаются в виде файлов специального формата в систему преобразования и маршрутизации на основе MQ BI. Оттуда они не только попадают в АБС, но и поступают в систему ЦБ.
Модули загрузки и выгрузки файлов из системы написаны на Java, рабочий интерфейс оператора системы Web-ориентирован, в качестве платформы для его генерации используется WebSphere Application Server. По словам г-на Добровольского, применение типовых технологий позволило завершить проект в кратчайшие сроки: он занял всего 105 рабочих человеко-дней (72 календарных дня), включая кодирование, тестирование и оптимизацию производительности. За это время удалось добиться и крайне высоких показателей производительности системы: 840 тыс. документов в час на одном четырехпроцессорном PC-сервере IBM x360 (частота процессоров 1,4 ГГц).
Еще один интересный проект был реализован фирмой Global Consulting Partners (GCP) в Московском международном банке (ММБ). О нем рассказал Эдуард Косницкий, старший консультант GCP. Перед ММБ стояла задача создать систему, обеспечивающую автоматическое преобразование банковской отчетности к виду, диктуемому ЦБ РФ. Задача нередкая на сегодня - она возникает в любом банке, использующем АБС западного производства. Попутно необходимо было построить хранилище информации. Проект осуществлялся в несколько этапов, и сейчас реализован первый из них.
Архитектурно выбранное решение представляет собой композицию из IBM Warehouse Manager, средств построения отчетов на базе Crystal Enterprise и Crystal Reports, а также сервера Web-приложений. Входной для этой системы является АБС, по команде оператора из нее средствами ETL (Extraction, Transformation Logic - логика извлечения и преобразования) данные извлекаются, преобразуются и помещаются в хранилище. Если данных для формирования недостает, то они запрашиваются у пользователя через форму в Web-браузере. Из браузера пользователь может задать и настройки для генерируемых отчетов. Обработанные данные перегружаются в витрины данных, откуда попадают либо в систему ЦБ, либо в средства Crystal Reports. Генерируются разные типы отчетов: плоские, многомерные OLAP-отчеты, детальные Web-ориентированные отчеты (drill-down). Есть также возможность выгружать многомерные кубы данных для их дальнейшего анализа, например средствами Exell.
Таким образом, хранилище данных оказывается единым для всех приложений банка, причем достигается возможность настройки на извлечение данных из любых источников. Система решает такие типовые банковские задачи, как ежедневная дооценка счетов доходов в соответствии с курсовой разницей валют, обработка парных счетов, межфилиальных расчетов, сворачивание доходов/расходов на счета прибылей и убытков, обработка некорректных остатков, счетов, для которых изменена привязка, и пр.
Консолидация неструктурированной информации на базе ПО Lotus
Интересный проект бы представлен Артуром Севрюгиным, старшим администратором российского подразделения компании "Бритиш Американ Тобакко" (БАТ), включающего сто с лишним торговых представительств в разных городах нашей страны и 3 фабрики. В ИС подразделения работает свыше 1600 пользователей и применяется более 60 серверов.
Напомним, что Lotus - это не просто система электронной почты, как ее часто неправильно позиционируют, а многофункциональная платформа для работы приложений, связанных с документооборотом и управлением информацией. Именно эту функциональность и попытались использовать в БАТ (подрядчиком выступает компания ComputerAge).
Помимо очевидных вещей - управления электронной почтой и реализации хранилища документов (часть которого кэшируется на локальной машине пользователя средствами Lotus Notes) - сделаны и более сложные. Скажем, применен такой продукт, как Lotus Workflow (LW). С его помощью в системе определяются бизнес-процессы обработки документов. Специалистов БАТ привлекло то, что LW имеет графический интерфейс, с которым может работать бизнес-аналитик, не являющийся специалистом в области Lotus, а простому пользователю LW позволяет отслеживать, в какой стадии находится инициированный им бизнес-процесс обработки документа. Сейчас автоматизированы как тривиальные задачи (скажем, заявки на командировки и отпуска), так и более сложные - учет расходов на мобильную связь и взаимодействие с инженерной службой (HelpDesk). Бизнес-аналитики БАТ пытаются также выявлять сложившиеся неформальные бизнес-процессы и фиксировать их в системе.
Связанным с Lotus Workflow продуктом является Domino.Doc. На его основе создано электронное хранилище контрактов и дополнительных соглашений. В итоге версии контрактов не теряются, а менеджер по продаже может получить к ним доступ с разных устройств при помощи клиента Lotus Notes или обычного браузера через Web-интерфейс. К Lotus подключена также система электронного приема факсовых и голосовых сообщений, которые сохраняются в почтовых ящиках соответствующих пользователей.
Третьим полезным решением оказалось применение Lotus Enterprise Integrator - через него к инфраструктуре Lotus удалось подключить две развернутые в корпорации ERP-системы - CS3 и SAP R/3. Как следствие, появилась возможность использовать клиент Lotus Notes в качестве front-end для системы ERP. Например, через Lotus региональные подразделения могут проверить свои балансы в CS/3, или управлять учетом расхода топлива, составлять баланс по бюджетам и т. п., хранящимися в системе R/3. Главное преимущество такого подхода в том, что не нужно заботиться о настройке дополнительных каналов связи с регионами (задача доставки информации решается инфраструктурой Lotus). К тому же компания сэкономила на дополнительных лицензиях ERP.
Ряд похожих проектов представил Сергей Ковтуненко, генеральный директор НТЦ "Институт развития Москвы". Большинство из них связано с построением на базе Lotus Domino систем делопроизводства и подготовки документов (документооборот и workflow). Такими, например, являются проекты, реализованные в Зеленоградской префектуре, ГУП "Москомархитектура", Мосгорэкспертизе (Управление проектно-сметной документации), а также в администрации г. Сургута.
Менее типовой проект, связанный с консолидацией данных, выполнен в Департаменте градостроительной политики развития и реконструкции Москвы (ГКП "Мосстройсертификация"). Здесь Lotus применен для организации хранилища данных под названием "Строительный комплекс Москвы", сведения в которое передаются из множества унаследованных и промышленных систем, находящихся примерно в трех десятках организаций. По установленным формам отчетности и регламентам эта информация поступает в технологический центр для предварительного контроля, преобразования, обработки и декомпозиции по полям. На этих этапах устраняются неточности в заполнении документов (типичная проблема - адрес объекта все пишут по-разному). Причем, по словам г-на Ковтуненко, первоначально 80% выверки производилось вручную, сейчас же она на 90% проводится автоматически - по накопленной базе знаний.
Выверенные данные закачиваются в хранилище, построенное на базе технологий IBM. Любое чтение информации из него возможно только через витрины данных (это вопрос безопасности). С помощью этих витрин информация преобразуется в визуальную форму и поставляется пользователям - ими могут быть как физические лица (тогда используется Web-интерфейс), так и другие ИС (в таком случае происходит преобразование в форматы Excel, PDF или текстовый вид). Поддерживаются механизмы публикации и подписки, регламенты, без программирования настраиваются обработчики и построители событий, метаданные и словари. На сегодня в системе созданы специализированные рабочие места операторов и поддерживается 120 отчетных форм, необходимых для лиц, принимающих решения о сертификации.
Управление инфраструктурой
Евгений Иванилов, руководитель отдела систем хранения и обработки данных компании INLINE Technologies, поделился информацией о практических аспектах внедрения систем управления ИТ-инфраструктурой. Такая система была внедрена его фирмой в концерне "Уралкалий", основные предприятия которого расположены в г. Березняки Пермской области.
Эта компания столкнулась с рядом довольно типовых проблем, среди которых наиболее значимыми были нехватка кадров (из-за удаленности от столицы) и сложная гетерогенная вычислительная система - помимо нескольких заводов, разбросанных по большой территории в самих Березняках, она связывала еще и офисы в Москве и за границей. В сети использовались разные типы оборудования и ПО: аппаратное обеспечение Sun и IBM, сети хранения данных, коммутаторы и маршрутизаторы Cisco. К ней было изначально подключено более 2000 пользователей, и это число росло. Применялась и система ERP - Oracle Applications. Специфической особенностью являлась организация доступа к файловым ресурсам - через сервисы Samba на Unix, поскольку заказчик ради экономии отказался от Windows NT Server.
Перед исполнителем ставилась задача создать единую систему, обеспечивающую выполнение ряда таких типовых операций, как управление инфраструктурой, контроль доступа, дистанционное управление ПО и его развертывание; обеспечение надежности и качества обслуживания, управление данными и их защита. Кроме того, специалистам "Уралкалия" хотелось внедрить у себя на предприятии некоторые процессы, описанные в методологии ITIL.
Для решения этого комплекса требований применен набор продуктов Tivoli. Так, Tivoli Identity Manager использован для автоматического предоставления пользователям доступа к ресурсам ИС при приеме на работу или отказе в доступе при увольнении. Tivoli Configuration Manager обеспечил администраторов средствами инвентаризации и контроля за текущим состоянием программных и аппаратных средств, а Tivoli Remote Control позволил вести администрирование всех уголков сети с единой консоли. Руководству заказчика особенно понравилось то, что оно могло видеть рабочие экраны всех пользователей, а стало быть, и то, кто чем занимается.
Проблема мониторинга состояния ресурсов, в том числе баз данных, ERP и пр., была решена через Tivoli Monitoring. Датчики этого продукта регистрируют основные системные события, кроме того, он имеет средства анализа и прогнозирования сбоев. Продуктовая линейка позволяет отслеживать разного вида события и реакции на них - например, можно показывать события, значимые для администратора (Tivoli Enterprise Console), или события, информация о которых важна CIO (Tivoli service Level Adviser). В итоге удается добиться поддержания выбранного качества обслуживания. А задача защиты данных и управления ими решалась при помощи Storage Manager, Storage Resource Manager, Storage SAN Manager и др.
Как заметил г-н Иванилов, реализация проекта дала возможность построить службу ИТ-сервиса, быстро реагирующую на возникающие проблемы, а часто и предупреждающую их. Также удалось оптимизировать использование ресурсов сети. Правда, штат ИТ-службы был сокращен на 30%, однако удобство и эффективность работы оставшихся сотрудников резко возросли.
На конференции были представлены и другие аналогичные проекты. Таков был, скажем, проект, осуществленный в управляющей компании холдинга "Металлоинвест", включающего 22 предприятия и имеющего в штате тысячи сотрудников. Об этом проекте сделал доклад Сергей Барабанов, начальник управления продаж компании СИБИНТЕК. По его словам, IBM Tivoli решено было использовать, поскольку эта система отличается масштабируемостью и возможностями гибкого подбора нужной функциональности. В холдинге были внедрены модули проведения технического аудита (ПО и оборудования), система дистанционного распространения ПО и управления ИТ-ресурсами. В итоге сократились сроки обслуживания запросов пользователей, уменьшились простои оборудования, возросла скорость внедрения новых технологий, а плюс к этому менеджеры заказчика получили инструмент для более точной оценки стоимости ИТ-ресурсов и информацию, необходимую для детального планирования ИТ-бюджета.